Обзор новостей на 11.02.2022
Заказчик приобретал продукты, в том числе бананы, апельсины. Победитель закупки предложил иностранную продукцию, а один из участников – российскую.
Контракт заключили по цене на 15% ниже предложенной. Такое правило есть в условиях допуска иностранных товаров.
Победитель пожаловался в УФАС, что применять понижающий коэффициент незаконно:
– в объект закупки входят в том числе фрукты, которые не растут в странах ЕАЭС. Значит, сведения о стране товара другого участника неверные. Заказчику стоило убедиться в этом, например запросить информацию у уполномоченных организаций;
– снижать цену нельзя, поскольку все предложили иностранные товары.
Контролеры не нашли нарушений: для подтверждения страны происхождения товара достаточно ее декларации в заявке. Заверять это какими-либо документами не нужно.
Суды заняли другую позицию:
– часть фруктов растет в странах с тропическим климатом, а не в России. Эту информацию представили уполномоченные организации в ответах на запросы победителя. Участник закупки с предложением российских товаров не подтвердил страну их происхождения. Снижать цену на 15% нельзя;
– заказчику стоило проверить сведения о стране.
Сходную позицию занимает, в частности, АС Западно-Сибирского округа.
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2022 по делу N А63-3615/2021
Источник: КонсультантПлюс
Постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60
Правительство РФ в соответствии с ч. 1 и ч. 11 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ утвердило новые Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок (далее – Правила).
Правила устанавливают:
– порядок и сроки электронной регистрации участников закупок в ЕИС;
– перечень информации и документов, на основании которых осуществляется регистрация;
– порядок ведения единого реестра участников закупок, в том числе внесения в него изменений;
– перечень информации и документов, включаемых в реестр участников, сроки размещения таких информации и документов.
Регистрация участников осуществляется путем информационного взаимодействия ЕИС с ФГИС “ЕСИА”, иными информационными системами, а также с электронными площадками, специализированными электронными площадками. При формировании информации и документов для регистрации участников, при их размещении в реестре участников технологическими средствами ЕИС обеспечивается автоматическая форматно-логическая проверка указанных документов и информации.
Информация и документы, размещенные в реестре участников, являются общедоступными, за исключений некоторых из них, указанных в Положении. В случае внесения изменений в информацию и документы, замены или прекращения действия таких документов участник формирует в ЕИС новые информацию.
Участника исключат из реестра участников в случаях:
– получения сведений из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о прекращении деятельности участника закупки в качестве юридического лица (ИП);
– получения сведений из государственного реестра аккредитованных филиалов или представительств иностранных юридических лиц о прекращении действия аккредитации участника;
– включение страны регистрации участника в перечень офшорных зон;
– поступление судебного акта и (или) акта судебного пристава-исполнителя, предусматривающего необходимость исключения участника закупки из реестра участников.
Правила вступили в силу 3 февраля 2022 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
Источник: Гарант
Должно ли ГУП с 1 января 2022 г. независимо от размера выручки соблюдать минимальную долю закупок у субъектов МСП? Если да, то должны ли и как учитываться при расчете такой доли закупки у единственного поставщика – субъекта МСП? Какая ответственность установлена законодательством в случае выявления недостоверности, некорректных данных в годовом отчете заказчика?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2022 г. ГУП обязано соблюдать минимальную долю закупок у субъектов МСП. Закупка у единственного контрагента, являющегося субъектом МСП, по-нашему мнению, учитывается при расчете 20% совокупного годового объема договоров заказчика, заключенных по результатам закупок у СМСП, при условии, что информация о такой закупке опубликована в ЕИС.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) Правительство РФ вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП, СМСП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема. Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. С 1 января 2022 года требования, установленные в соответствии с указанным Положением, обязаны соблюдать все заказчики по Закону N 223-ФЗ, за исключением тех из них, которые сами являются субъектами МСП (п. 2 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352)*(1).
В случае невыполнения заказчиками обязанности осуществить закупки у СМСП в течение календарного года в объеме, установленном п. 5 Положения, размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у СМСП, включенной в отчет об объеме закупок у СМСП, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе (далее – ЕИС) частью 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке таких заказчиков с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, и они обязаны в течение указанного периода при осуществлении закупок руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, определенными этой нормой*(2). При этом за неразмещение указанного отчета, а также за несвоевременное его размещение заказчик может быть привлечен к административной ответственности по ч. 5 и ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ соответственно.
Закон N 223-ФЗ не содержит определение понятия “закупка”, каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нет. Из ряда положений этого закона (в частности, ч. 1, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2) следует, что под закупкой в нем понимается осуществляемая в соответствии с Законом N 223-ФЗ в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц – заказчиков в товарах, работах, услугах процедура выбора контрагента для заключения с ним договора о приобретении товаров, работ, услуг и само заключение такого договора. Также отметим, что Закон N 223-ФЗ позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика и формально не препятствуют заключению договора с единственным поставщиком, являющимся субъектом МСП*(3).
В соответствии с п. 4 Положения закупки у СМСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке торгов, иных способов закупки, в том числе таких, участниками которых являются только субъекты МСП (подп. “б” п. 4 Положения, далее – закупки среди СМСП). При этом закон не ограничивает заказчика в определении любых возможных иных неконкурентных способов, установлении любых условий их применения и порядка их осуществления. Все эти условия должны быть урегулированы положением о закупке. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Под участником же закупки в Законе N 223-ФЗ понимается любое лицо, участвующее в процедуре закупки, в том числе в качестве единственного контрагента в случае осуществления закупки неконкурентным способом (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Ни Закон N 223-ФЗ, ни Положение не содержат прямого указания на то, что под закупками среди СМСП в подп. “б” п. 4 Положения понимаются исключительно закупки, осуществленные конкурентными способами. Кроме того, закупки у единственного контрагента не исключены в силу п. 7 Положения из совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
В соответствии с пунктом 20 Положения при осуществлении закупки в соответствии с подп. “б” п. 4 этого Положения в извещении о закупке и документации о закупке должно указываться, что участниками такой закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Соответственно, если в извещении о закупке, осуществляемой у единственного контрагента, а также в документации о закупке заказчиком указано, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, на наш взгляд, нет никаких оснований для того, чтобы не рассматривать соответствующую закупку как осуществляемую в соответствии с подп. “б” п. 4 Положения. Разумеется, для того, чтобы такая закупка могла учитываться при расчете 20% совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП, информация о ней должна быть опубликована в ЕИС.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.