Обзор новостей на 26.11.2025

 

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.11.2025 № 41-П рассмотрел вопрос корректировки цены длящихся договоров в связи с изменением налогового законодательства и признал необходимость устранения пробела в правовом регулировании.

Поводом для обращения стал спор между Банком ВТБ и поставщиком программного обеспечения. Договор был заключён в 2020 году, когда операции по передаче ПО не облагались НДС, однако с 2021 года налог был введён. Поскольку банк не вправе заявлять налоговый вычет, изменение налоговой нагрузки отразилось на его расходах.

В судебных инстанциях позиции сторон были оценены по-разному: суд первой инстанции отказал в увеличении цены, сославшись на условие о твёрдой цене; апелляционная инстанция и Верховный Суд удовлетворили требования, указав, что цена должна быть увеличена на сумму НДС в силу закона.

ВТБ обратился в КС, указав, что автоматическое взыскание полной суммы НДС с покупателя, не имеющего права на вычет, нарушает принцип равенства и может привести к необоснованному обогащению поставщика.

Правовая позиция КС РФ:

– При отсутствии согласия сторон поставщик вправе требовать увеличения цены длящегося договора в пределах половины суммы НДС, подлежащего уплате по соответствующей операции. Это возможно при условии, что изменение налоговых правил делает исполнение договора для поставщика экономически невыгодным или причиняет существенные имущественные потери.

– Правило не применяется к договорам с физическими лицами–потребителями, за исключением случаев, когда физическое лицо действует как предприниматель.

– Для закупок, осуществляемых в рамках законодательства о контрактной системе (44-ФЗ), вопрос изменения цены решается с учётом установленного специального регулирования. КС прямо указал, что для таких договоров приоритет имеют положения отраслевого законодательства, включая правила о твёрдой цене.

Таким образом, выводы КС РФ могут быть применимы в отношениях, регулируемых Законом № 223-ФЗ, однако в сфере госзаказа (44-ФЗ) вопрос изменения цены остаётся в рамках действующих ограничений.

С учётом вступления в силу новых налоговых ставок в 2026 году судебные споры по вопросу компенсации НДС по длящимся договорам могут участиться.

 

Документ: Постановление Конституционного суда РФ от 25.11.2025 № 41-П

 

Источник: Конституционный Суд

 

Федеральная антимонопольная служба России разъяснила вопрос указания в “структурированной” заявке сведений о номере реестровой записи и совокупном количестве баллов.

Вопрос был о необходимости предоставления участниками закупки при формировании в своей «структурированной заявке» сведений о номере реестровой записи из РРПП также сведений о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий).

ФАС России в своем ответе на запрос разъяснила, что совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) указывается в заявке участника закупки с использованием электронной площадки в «структурированном виде» в случае, если в отношении товара Постановлением № 719 за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов.

 

Документ: письмо ФАС России от 21.11.2025 № ГР/110507/25

 

Источник: ГОСЗАКУПКИ 56

 

Минфин России в письме от 18.11.2025 г. № 24-06-06/111432 разъяснил порядок применения индексов потребительских цен (ИПЦ) при определении предельных цен товаров и услуг, установленных Постановлением № 927.

Основанием для Письма стали изменения, внесённые ПП РФ от 12.06.2025 г. № 889, согласно которым руководители федеральных органов могут при составлении ведомственного перечня увеличивать предельные цены легковых автомобилей, автобусов (10+ мест) и грузовых автомобилей путём умножения на ИПЦ за период действия установленных предельных цен.

Согласно правилам предельная цена легкового автомобиля для руководителей подразделений — 1,5 млн руб., и она действует с 2015 года и не обновлялась, что фактически делало её несопоставимой с текущими рыночными ценами.

В 2020 г. Постановлением № 2062 были актуализированы коды ОКПД2, что расширило перечень автомобилей, подпадающих под нормирование.

Неясным был вопрос, с какого момента считать период действия предельной цены — с 2015 года, с 2016-го, с 2020-го или с даты регионального акта.

Основные разъяснения из письма Минфина России:

– предельные цены могут быть проиндексированы только за период, прошедший со дня их первоначального установления в Постановлении № 927;
– изменение кодов ОКПД2 и последующие региональные акты не влияют на начало отсчёта периода индексации;
– ИПЦ применяется исключительно при составлении ведомственных перечней, предусмотренных приложением № 2 к Постановлению № 927.

Индексация цены на легковой автомобиль (1,5 млн. руб.) производится за весь период с 2015 г., что позволит органам власти корректировать устаревшие нормативные значения и формировать закупки автотранспорта с учётом реальной инфляции.

 

Документ: письмо Минфина России от 18.11.2025 № 24-06-06/111432

 

Источник: НОВОСТИ ДРКС КК

 

В соответствии с ч. 1.1 ст. 33 Закона №44-ФЗ при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.

При этом заказчик вправе не исполнять требования данной нормы в случае, если в описание объекта закупки включена декларация по пп. а) п. 7 ПП РФ № 1875.

К сожалению, заказчики нередко не выполняют ни требования ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, ни пп. а) п. 7 ПП РФ №1875 (см. решения Коми УФАС России от 11.08.2025 по жалобе №011/06/105-786/2025 (закупка №0307300056625000259), Московского УФАС России от 06.08.2025 по делу № 077/06/105-9745/2025, Ростовского УФАС России от 18.08.2025 по делу № 061/06/105-2507/2025, Магаданского УФАС России от 12.08.2025 по делу № 049/06/33-247/2025, Ивановского УФАС России от 19.08.2025№ 037/06/33-374/2025 (07-15/2025-136), Липецкого УФАС России от 06.08.2025 №048/06/106-649/2025 и др.).

В случае, когда заказчик не включил декларацию в соответствии с пп. а) п. 7 ПП РФ № 1875 он обязан подтвердить соответствие ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Наиболее простой способ сделать это– предоставить коммерческое предложение, в котором указан товар российского происхождения. При этом антимонопольные органы нередко проверяют достоверность указанных в КП сведений. Не следует забывать, что термин «товар российского происхождения» в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона №44-ФЗ и п. 3, 4 ПП РФ № 1875 означает товар с подтвержденной страной происхождения «Россия».

Иными словами, просто написать в КП наименование товара, цену и страну – Россия, мало. Нужно представить доказательства того, что данный товар включен в реестр российской промышленной продукции или имеет СТ-1 (в случаях, указанных в пп. в) п. 10 ПП РФ № 1875) или совокупность документов, приведенных в пп. г) п. 10 ПП РФ № 1875. Отсутствие такого подтверждение обесценивает представленное КП как доказательство исполнения ч.1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.Аналогичный подход все чаще можно встретить в антимонопольной практике (см. решения Краснодарского УФАС России от 04.09.2025 по делу № 023/06/33-3761/2025, Вологодского УФАС России от02.09.2025 № 035/06/105-754/2025 и др.).

С учетом изложенного, автор не рекомендует использовать КП для подтверждения исполнения ч. 1.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ без проверки существования такого товара (достоверности характеристик всеми доступными способами) и подтверждения страны происхождения с учетом требований ПП РФ №1875.

 

Автор: Григорий Александров

Источник:Telegram-канал Рослэторг – Санкт-Петербург и Ленинградская область

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.