Обзор новостей на 26.08.2022
Постановление Правительства РФ от 18 августа 2022 г. N 1440
Правительство РФ привело в соответствие с действующей редакцией п. 48 ч. 1 ст. 93 и ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ ряд нормативных правовых актов, регулирующих особенности осуществления закупок, по результатам которых заключаются контракты со встречными инвестиционными обязательствами. Так, скорректированы положения:
– постановления Правительства РФ от 22.12.2016 N 1441 “Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара – юридическим лицом в соответствии со статьей 111 4 указанного Федерального закона, а также к порядку определения цены такого контракта”;
– постановления Правительства РФ от 28.12.2016 N 1522 “Об утверждении Правил подготовки акта Правительства РФ об определении стороны – инвестора специального инвестиционного контракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющего создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным на основании Федерального закона “О промышленной политике в Российской Федерации”, единственным поставщиком указанного товара, информация о котором включается в реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации”;
– постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 231 “О ведении реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации”;
– пункта 18 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок (далее – Положение о порядке формирования планов-графиков), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 “О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации”.
В частности, согласно внесенным изменениям актуализирована терминология, используемая в приведенных актах. А согласно новому подп. “з” Положения о порядке формирования планов-графиков” в план-график в форме отдельной закупки включается в том числе информация о закупке, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами.
Кроме это, утратившим силу признано постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 “Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика или исполнителя, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации, созданию или реконструкции имущества на территории субъекта Российской Федерации, используемого для оказания услуги для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации”.
Указанные изменения вступят в силу 27 августа текущего года.
Напомним, что под контрактом со встречными инвестиционными обязательствами понимается контракт на поставку товара, оказание услуги, заключенный в соответствии со ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ и предусматривающий встречные инвестиционные обязательства контрагента по созданию, модернизации, освоению производства такого товара или по созданию, реконструкции имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой), предназначенного для оказания такой услуги.
Источник: Система ГАРАНТ
Окончание срока действия госконтракта не влечет прекращение обязательства заказчика по оплате выполненных в пределах срока его действия спорных подрядных работ, следует из определения Верховного Суда.
Разрешая спор, арбитражные суды, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, в том числе условия госконтракта, руководствовались статьями 309, 310, 702-729, 740-757 Гражданского кодекса РФ и исходили из того, что факт выполнения подрядных работ в пределах срока действия контракта стоимостью 2 млн рублей доказан материалами дела, при этом заказчик не предъявлял претензий к качеству и объему выполненных работ.
Принимая во внимание факт использования заказчиком выполненных работ, суды пришли к выводу о том, что результат этих работ заказчиком принят, имеет для заказчика потребительскую ценность, в связи с чем подлежит оплате заказчиком.
Отметили, что окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательства заказчика по оплате выполненных в пределах срока его действия спорных подрядных работ.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2022 года №305-ЭС22-12994 по делу № А40-214957/2021
Общество является исполнителем контракта по Закону N 44-ФЗ. Контракт выполнен с просрочкой, исполнитель не получил вовремя ткань от поставщика, поставщик не получил вовремя краситель (по его мнению, из-за введенных санкций; недружественные страны). Заказчик выставил неустойку, сумма которой не превышает 5% от стоимости контракта.
Можно ли не уплачивать неустойку (контракт не выполнен из-за санкций)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В описанной ситуации основания для безусловного освобождения исполнителя от уплаты неустоек по контракту отсутствуют. Потенциально начисленная и неуплаченная неустойка может быть списана в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783. Однако в случае возникновения спорной ситуации окончательное решение по вопросу об освобождении исполнителя от гражданско-правовой ответственности по контракту может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что по общему правилу, предусмотренному ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется поставщику (подрядчику, исполнителю, далее – контрагент) в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью, а не правом заказчика, независимо от последующей судьбы требования: его исполнения или неисполнения (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Такой порядок и случаи утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783.
Согласно п. 1 и абзацу 1 п. 2 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее – Правила), заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
– в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами (подп. “а” п. 2 Правил);
– в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением независящих от контрагента обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (подп. “б” п. 2 Правил);
– в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта контрагентом (подп. “в” п. 2 Правил);
– обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера) (подп. “г” п. 2 Правил).
Из приведенных положений следует, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, не связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (в 2020 году), с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта (в 2021 и 2022 годах), с возникновением при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, списание сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется при условии, что обязательства по контракту исполнены в полном объеме (смотрите также письмо Минфина России от 03.09.2020 N 24-03-07/77425).
В приведенной в вопросе ситуации контракт не исполнен в полном объеме, соответственно, списать неустойку возможно только по основанию, указанному в подп. “г” п. 2 Правил.
Как следует из норм подп. “д” п. 3, подп. “д” п. 5 Правил, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек основанием для принятия заказчиком решения о списании неустоек по подп. “г” п. 2 Правил является исполнение (при наличии) контрагентом обязательств по контракту, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, представленное контрагентом заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Таким образом, из буквального смысла указанных норм следует, что для списания неустойки контрагенту необходимо предоставить заказчику обоснование наличия обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, в письменной форме и подтвердить сумму начисленной и неуплаченной неустойки (п. 7 Правил).
Отметим, что в силу подп. “д” п. 5 документ о приемке и подтверждающие документы представляются контрагентом только при наличии таковых. Следовательно, непредставление таких документов само по себе, по нашему мнению, не может служить основанием для отказа в списании неустоек. При этом перечень документов, которые контрагент может представить заказчику в обоснование наличия обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта на прежних условиях, нормативно не определен и не ограничен. Полагаем, что в приведенной в вопросе ситуации в качестве такого документа может быть представлен в том числе сертификат о форс-мажоре*(1).
Из положений пп. 8, 9, 11, 13 Правил следует, что списание неустоек при наличии всех перечисленных в Правилах обстоятельств для заказчика фактически обязательно (смотрите также письмо Минфина России от 19.06.2020 N 24-03-08/53032, п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017). Если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, это не препятствует судебной защите интересов контрагента. Такая защита в числе прочего может быть предоставлена путем отказа заказчику во взыскании безосновательно не списанной неустойки (смотрите постановление Девятого ААС от 26.07.2019 N 09АП-22176/19). Также сумма неустойки, удержанная заказчиком из внесенного контрагентом обеспечения исполнения контракта (уплаченная гарантом по банковской гарантии), может быть квалифицирована и взыскана как неосновательное обогащение*(2).
Отметим, что несовершение действий, предусмотренных Порядком, не лишает контрагента права заявить о наличии оснований для списания неустоек в суде при рассмотрении вопроса о привлечении его к гражданско-правовой ответственности (определения ВС РФ от 04.07.2019 N 305-ЭС19-1626, от 18.07.2019 N 305-ЭС19-5287).
Подчеркнем, что в судебной практике сложилась позиция, согласно которой введение санкций или мер ограничительного характера само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения контрагентом своих обязательств в рамках заключенного контракта (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2022 N Ф02-1556/22, постановление Шестого ААС от 19.07.2022 N 06АП-2851/22). В силу взаимосвязанных положений гражданского законодательства и ст. 65 АПК РФ бремя доказывания таких обстоятельств возложено на лицо, которое подлежит привлечению к гражданско-правовой ответственности.
Иными словами, при возникновении спорной ситуации в каждом конкретном случае суд должен будет установить наличие у контрагента обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта, признаков чрезвычайности и непреодолимости, а также непосредственность их влияния на возможность исполнение обязательства. Также суд будет учитывать момент наступления таких обстоятельств (они должны наступить после возникновения обязательства) и возможность сторон при заключении контракта предвидеть их наступление. Правоприменительная практика по этому вопросу в настоящее время только начинает складываться*(3).
Соответственно, окончательное решение по вопросу о возможности освобождения исполнителя от уплаты неустойки в рассматриваемой ситуации может принять только суд с учетом всех конкретных обстоятельств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.