Обзор новостей на 25.06.2019

Ведомство предлагает модернизировать процедуру одностороннего расторжения контрактов, ввести рейтинг деловой репутации исполнителей, развивать электронные магазины и документооборот через ЕИС

21 июня 2019 года состоялся Всероссийский семинар-совещание «Реформирование контрактной системы: Закон №71-ФЗ от 1.05.2019г. и другие изменения». Заказчики и участники закупок со всей страны обсудили вступившие и вступающие изменения в законодательство о закупках.

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев рассказал об основных нововведениях, подготовленных ведомством совместно с Минфином России и Федеральным казначейством, а также представил видение антимонопольного органа по дальнейшему совершенствованию системы закупок.

«Очень важно, что теперь для участия в торгах в сфере строительства участнику достаточно подать только «согласие» на исполнение контракта, такая опция будет доступна после автоматической проверки предквалификации участника на электронной площадке. Сам аукцион начнется спустя всего 4 часа после окончания подачи заявок. Такую процедуру торгов в стройке мы хотим распространить и на другие закупки, при этом сократив время начала аукциона до 1-2 часов, что станет противодействием сговорам на торгах и незаконному распространению информации о его участниках», – подчеркнул он.

Изменения коснулись и правил оценки заявок при проведении закупки строительных работ, установленных Постановлением №1085. Исключен субъективный критерий оценки, вместо него теперь предусмотрен только опыт участника в количественном измерении.

Для заказчиков предусмотрена возможность* заключения контракта со вторым участником в случае расторжении контракта с победителем торгов.

«Весной этого года был сделан первый шаг в упрощении и унификации законодательства о закупках, повышении эффективности реализации контрактов и развитии конкуренции на торгах. Второй шаг в этом направлении мы рассчитываем совершить осенью этого года, – сообщил Михаил Евраев. – Это будет пакет поправок, совершенствующий процедуру одностороннего расторжения контрактов в части соблюдения баланса интереса сторон; предусматривающий введение рейтинга деловой репутации исполнителей, предоставляющий его участникам экономические преференции на торгах; развивающий электронные магазины, главная задача которых упростить и ускорить закупочный процесс для заказчиков и предпринимателей, а также совершенствующий ЕИС – вся претензионная переписка заказчика и исполнителя должна вести в электронной форме, так же как и подача жалоб в ФАС».

Также в рамках семинара состоялось обсуждение контрольной деятельности ФАС России в сфере госзакупок. Заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Роман Семенов рассказал о практике рассмотрения жалоб и оптимизации функций контроля в сфере закупок.

Источник:
Фас

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На наш взгляд, заключение дополнительного соглашения, корректирующего содержащуюся в контракте информацию об источнике финансирования, не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ. В то же время исключить риск наступления неблагоприятных последствий в результате заключения такого соглашения мы не можем.

Обоснование позиции:

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом указанные документы не предусмотрены. Частью 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на изменение условий контракта, за исключением случаев, предусмотренных самой ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 08.07.2015 N Д28И-2064).

В п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ указано, что, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845).

При формальном подходе вышеизложенное может явиться основанием для вывода о том, что сведения об источнике финансирования являются условием контракта наряду, например, с количеством товара и сроком поставки и не подлежат изменению иначе, чем в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Подобная позиция встречается и в правоприменительной практике (постановления УФАС по Брянской области от 06.07.2015 N 679, N 678, от 27.08.2015 N 1048, постановление Третьего ААС от 24.08.2015 N 03АП-3524/15), в разъяснениях органов власти (смотрите разъяснения по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 28.09.2016 N Д28и-2634, письмо Минэкономразвития РФ от 02.10.2015 N Д28и-2965).
Вместе с тем, по нашему мнению, рассматривая вопрос о возможности внесения в контракт указанных в вопросе изменений, необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Системный анализ ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия, в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.
Указание же на источник финансирования фактически не является существенным условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически оно не зависит от воли сторон (не подлежит согласованию). По существу такое указание является просто информационным сообщением (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 N 14АП-709/15).

Поэтому, по нашему мнению, заключение дополнительного соглашения, корректирующего содержащуюся в контракте информацию об источнике финансирования, не будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ. Этот подход также находит поддержку в правоприменительной практике (смотрите, например, решение УФАС по Архангельской области от 17.11.2016 N 04-05/5321, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.11.2016 N 04-01/348(2)-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 24.01.2017 N 06-50/17т, решение УФАС по Республике Карачаево-Черкесия от 02.12.2016 N 115, решение УФАС по Камчатскому краю от 21.12.2015 N 21-06/311-15Ж, решение УФАС по Республике Коми от 23.11.2016 N 04-02/11225, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 21.12.2015 N 03/ПА, решение УФАС по Тамбовской области от 07.05.2015 N ВП-22/15, решение УФАС по Архангельской области от 17.11.2016 N 04-05/5321). В этих решениях контролирующих органов можно встретить утверждение, что указание в контракте сведений об источнике финансирования не является существенным условием контракта; неустановление заказчиком в проекте контракта условия об источнике финансирования не является нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Таким образом, по нашему мнению, учитывая, что информация об источнике финансирования хотя и должна указываться в контракте, но по существу не является условием контракта, заключение дополнительного соглашения, корректирующего эту информацию, не противоречит Закону N 44-ФЗ.

Вместе с тем, учитывая наличие противоположной практики, мы не можем полностью исключить риск наступления неблагоприятных последствий в связи с заключением такого соглашения. За изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, должностное лицо заказчика может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

За официальными разъяснениями по этому вопросу можно обратиться в ФАС России и в Минфин России (п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Источник:
Гарант

Правительство внесло соответствующие изменения в п. 5 постановления от 27.11.2017 N 1428 “Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее – Постановление N 1428), а также в подп. “а” и “б” п. 2 и п. 3 постановления от 28.02.2019 N 223 “Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках” (далее – Постановление N 223.

Так, согласно указанным изменениям, начало действия особенностей проведения закрытых электронных процедур и порядка аккредитации на специализированных электронных площадках, а также обязательного использования заказчиками, поименованными в специальном Перечне, закрытых процедур определения контрагента в электронной форме, перенесено с 1 июля текущего года на 1 января 2020 года.

Также до 1 января 2020 года продлен срок, в течение которого Минфину России совместно с Федеральным казначейством предстоит установить порядок взаимодействия Федерального казначейства с заказчиками при осуществлении контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с подп. “в” п. 8 Правил осуществления контроля.

Указанные изменения вступают в силу 26 июня 2019 года.

Источник:
Гарант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.