Обзор новостей на 25.05.2020
Минпромторг предложил увеличить до 30% ценовую преференцию при закупках госкомпаний продукции российского производства. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Документ предусматривает увеличение ценовой преференции для российской продукции и продукции из стран ЕАЭС с 15% до 30%. Также он определяет порядок подтверждения страны происхождения.
В последнем случае предлагается задействовать механизм, используемый в рамках закона “О контрактной системе” (44-ФЗ). Здесь подтверждением производства той или иной продукции на территории РФ или стран ЕАЭС является включение сведений о такой продукции в реестры промышленной продукции, произведенной, соответственно, на территории РФ и стран ЕАЭС. За формирование и ведение этих реестров отвечает Минпромторг. Министерство должно в мае-июне определить порядок включения соответствующей информации в эти реестры.
В настоящее время названных реестров, как таковых, нет. На сайте Минпромторга представлен только Перечень промышленной продукции, произведенной на территории РФ.
“В настоящее время подтверждение страны происхождения товаров (работ, услуг) в рамках 223-ФЗ и в постановлении №925 (О приоритете товаров российского происхождения) не урегулировано, что позволяет недобросовестным поставщикам под видом российских товаров поставлять любую иностранную продукцию при закупках государственных компаний”, – говорится в пояснительной записке к правительственному постановлению. При этом отмечается, что годовой объем закупок такой продукции составляет около 17 трлн. рублей.
Сам механизм ценовой преференции предусматривает, что при рассмотрении заявок на участие в закупке по стоимостному критерию должны оценивать заявки российских поставщиков по предложенной ими цене, сниженной на 15% (в настоящее время). При этом фактически договор на поставку товара или оказание услуг заключается по цене, указанной в заявке – без учета ценовой преференции.
В рамках закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ) механизм о 15%-ной ценовой преференции для продукции российского происхождения действует с 2016 года.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО “КонсультантПлюс”.
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 18.05.2020.
На что обратить внимание при увеличении или уменьшении цены контракта, вправе ли стороны изменить срок и место исполнения контракта, почему нарушение контракта может обернуться для поставщика штрафом за его изменение, читайте в нашем обзоре.
Цена контракта увеличена без учета коэффициента снижения НМЦК
По общему правилу стороны госконтракта вправе увеличить его цену в пределах 10 процентов. Нужно проверить не только соблюдение этого лимита, но и цену за единицу товаров (работ, услуг), которая отражена в допсоглашении. Эта цена должна быть приведена с учетом коэффициента снижения.
Коэффициент снижения рассчитывается путем деления цены, предложенной победителем закупки, на НМЦК. Допустим, если НМЦК составляла 1 млн руб., а победитель предложил 700 тыс. руб., коэффициент снижения – 0,7.
Неприменение коэффициента снижения при увеличении цены контракта гарантированно приведет к крупному административному штрафу, что иллюстрирует следующий пример.
Заказчик проводил аукцион на текущий ремонт зданий. Победитель предложил цену на 22,57% меньше НМЦК. В ходе работ стороны заключили соглашение на выполнение допработ и увеличили цену контракта.
ФАС признала, что стороны неправильно рассчитали стоимость допработ. Ее нужно было определять исходя из цены единицы работ, уменьшенной на величину снижения по аукциону – 22,57%. В результате неправильного расчета подрядчику излишне выплачено более 300 тыс. руб.
Директора подрядчика оштрафовали более чем на 600 тыс. руб. Суд согласился с решением антимонопольной службы.
Если вас оштрафовали, обратите внимание на исчисление срока давности. В практике нет единства по этому вопросу – часть судов отсчитывает срок с момента заключения допсоглашения к контракту, другая часть – с момента фактической оплаты. При первом варианте расчета вполне может оказаться, что годичный срок давности пропущен.
Цена контракта уменьшена более чем на десять процентов
По общему правилу уменьшить цену контракта более чем на десять процентов можно только в том случае, если не меняется количество и качество товаров (работ, услуг), предусмотренных контрактом.
Если же заказчик пойдет на встречу контрагенту и уменьшит вместе с ценой контракта объем исполнения по нему, заказчика оштрафуют. Безопасный вариант – расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Изменен срок исполнения контракта
Решая заключить допсоглашение об изменении срока исполнения контракта, нужно учитывать, что есть закрытый перечень оснований для такого изменения. Его можно найти в готовом решении.
Например, при определенных условиях можно продлить “строительные” контракты (строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капстроительства). А вот контракт на проектно-изыскательские работы продлевать нельзя.
Изменено место выполнения работ по контракту
Относительно того, является ли место выполнение работ существенным условием контракта или нет, единства у антимонопольных органов нет.
Анализ практики показывает, что самый опасный вариант – менять условие о месте исполнения контракта, если возможность и параметры такого изменения изначально не были предусмотрены контрактом. Скорее всего, в такой ситуации штрафа не избежать.
Если же в контракте была предусмотрена возможность изменения места его исполнения, такое изменение могут признать правомерным. Например, Амурское УФАС не увидело нарушения в условии о том, что при наступлении непредвиденных обстоятельств место выполнения работ может меняться в радиусе не более 1 км от места монтажа оборудования.
Просрочка и некачественное исполнение контракта как одностороннее изменение его условий
Достаточно широкое распространение в практике получила ситуация, когда контрольные органы расценивают нарушение условий контракта в качестве неправомерного изменения его существенных условий. В результате исполнитель платит не только неустойку заказчику, но и административный штраф в бюджет.
Например, в одном из дел подрядчик выполнил работы на 1,5 месяца позже. Татарстанское УФАС оштрафовало подрядчика на 100 тыс. руб. указав, что он в одностороннем порядке изменил условия контракта.
В другом деле индивидуальный предприниматель поставил товары, характеристики которых были хуже тех, что требовались заказчику. Тамбовское УФАС оштрафовало поставщика на 20 тыс. руб.
Стоит заметить, что подобная практика привлечения к административной ответственности за гражданско-правовое нарушение не является повсеместной. Так, Курское УФАС прекратило производство по аналогичному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Источник: Консультант
Решение заказчика об отказе от исполнения контракта вступает в силу, и государственный/муниципальный контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Судя по данным сервиса почтовых отслеживаний “Почта России”, письмо отправленно 20.04.2020 и ожидает адресата в месте вручения с 23.04.2020 и будет ожидать до 23.05.2020.
С какого момента считаются десять дней? Что делать, если письмо так и не будет вручено? Как в таком случае определить дату расторжения контракта?
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта предусмотрен ч.ч. 10-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
Из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно. Согласно этой норме решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты его принятия заказчик должен разместить в единой информационной системе (далее – ЕИС) и направить контрагенту по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также иными способами, обеспечивающими получение заказчиком уведомления о вручении указанного решения контрагенту. Выполнение заказчиком указанных требований считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом датой такого надлежащего уведомления признается:
– или дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
– или дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте;
– или – при невозможности получения вышеуказанных подтверждения либо информации – дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента о таком решении (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что для расторжения договора достаточно доставки контрагенту сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. При этом следует учитывать общие положения п. 3 ст. 54 ГК РФ о “достоверности адреса”, а именно о риске последствий неполучения юридическим лицом юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, о риске отсутствия по указанному адресу органа или представителя этого лица (смотрите, например, решение УФАС по Чукотскому автономному округу от 16.02.2018 N 11/01-43/18, постановления Двадцать первого ААС от 07.08.2018 N 21АП-1270/18, Семнадцатого ААС от 14.12.2017 N 17АП-17280/17, Девятого ААС от 25.09.2017 N 09АП-36597/17, оставленное без изменений постановлением АС Московского округа от 12.12.2017 N Ф05-18042/17). Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения, смотрите п. 67 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). Юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных последствий в том числе в результате непринятия мер по получению информации, связанной с осуществляемой им деятельностью, в том числе в результате непринятия мер по получению почтовой корреспонденции по адресу регистрации (смотрите п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61). Таким образом, контрагент, которому по надлежащему адресу было доставлено, но не вручено уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 19.06.2018 N РНП-55-55/2018, решение УФАС по Челябинской области от 24.01.2018 N РНП-74-9/2018). Именно с учетом изложенного следует определять дату надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении.
Как показывает правоприменительная практика, если юридически значимое сообщение направлено с использованием услуг почтовой связи, то в случае возврата почтового отправления по причине истечения срока хранения датой вручения сообщения считается последний день срока хранения сообщения в отделении почтовой связи, при этом о принятии отделением почтовой связи необходимых и достаточных мер для фактического вручения корреспонденции свидетельствуют доказательства направления адресату повторного извещения (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 N 18АП-1081/16, от 01.12.2015 N 18АП-12455/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 N 12АП-10301/16)*(1). Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что десятидневный срок, по истечении которого вступит в силу решение заказчика об отказе от исполнения контракта, начнет течь на следующий день после последнего дня хранения почтового отправления в организации связи. Иными словами, на одиннадцатый день с даты, следующей за истечением срока хранения, контракт будет считаться расторгнутым*(2). Например, если последним сроком хранения будет 22.05.2020, то решение заказчика об отказе от исполнения контракта (с учетом ст. 191 ГК РФ) вступит в силу 02.06.2020.
Если же по каким-то причинам заказчик не может установить дату, когда вышеупомянутое почтовое сообщение направлено отправителю в связи с истечением срока хранения в организации связи, датой надлежащего уведомления заказчиком контрагента о принятом решении об отказе от исполнения контракта может считаться дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 г. N 19АП-2217/19).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
Источник: Гарант
Приказ о порядке использования ЭЦП — это распоряжение о наделении сотрудников правом подписания документов электронной цифровой подписью. Руководитель назначает ответственных лиц и закрепляет для них такую возможность в локальном акте.
Зачем передавать права подписи
Основным (первым) правом подписи в любой организации обладает руководитель. Но директор не всегда находится на рабочем месте и подписывает необходимую документацию. При необходимости, руководство делегирует полномочия и передает разрешение на подпись ответственным сотрудникам.
Многие организации уже давно используют электронную цифровую подпись. Более того, есть документы, требующие немедленного подписания. К таким регистрам относится и закупочная документация, которую подписывают исключительно ЭЦП. Правом электронного подписания документов госзаказа руководитель наделяет непосредственных исполнителей — главного бухгалтера (бухгалтера), контрактного управляющего, специалиста по закупкам.
Организации-заказчики используют ЭП в таких информационных системах:
– в ППО СУФД;
– в ЕИС;
– в Государственной интегрированной информационной системе по управлению общественными финансами и в программе «Электронный бюджет»;
– на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru;
– в ИАС ФК (аналитическая система казначейства) и др.
С 01.01.2020 заказчики формируют и подписывают в ЕИС не только закупочную документацию (извещение, проект контракта, техническое задание), но и все исполнительные регистры. Функциональные возможности Единой информационной системы позволяют создавать и визировать электронные документы о поставке и приемке товаров, работ и услуг. Заранее пропишите такое условие в госконтракте.
Как это оформить
Возможность подписи от имени руководителя обычно оформляется доверенностью. Такая форма подходит для разовых операций. Доверенность действует строго ограниченный период времени.
Теперь разберемся, нужен ли приказ на ЭЦП — не всегда. Если любые значимые действия в организации оформляются распоряжениями руководства, то передача прав подписи невозможна без составления специального приказа. Руководитель обязан официально разрешить ответственным сотрудникам подписывать ЭЦП все закупочные документы организации.
Распоряжение готовят и для наделения правом подписи, и для получения сертификата ключа ЭЦП. В первую очередь оформляют приказ об использовании ЭЦП от имени руководителя организации. Следующим готовят распорядительный документ о наделении правами подписи для казначейства. Электронную подпись получают только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Государственные и муниципальные заказчики обращаются за ЭЦП в территориальные отделы Федерального казначейства (ТОФК).
Для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (63-ФЗ от 06.04.2011). Квалифицированная ЭЦП означает, что зашифрованные сведения изменить нельзя. С 01.07.2018 года все электронные документы подписывают только усиленной квалифицированной ЭП.
Если необходимо отозвать электронную подпись (закончился срок, изменились реквизиты, поменялся пользователь), подайте заявление через онлайн-сервис Федерального казначейства. Оформлять отдельный приказ об отзыве ЭЦП не требуется. Оформите обращение в ТОФК и укажите причину отказа от подписи. После проверки заявления казначеи отзовут ЭЦП автоматически.
Продолжение статьи в источнике: Госконтракт
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.