Обзор новостей на 23.07.2020

 

Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях поправки к законам “О контрактной системе” (44-ФЗ) и “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции.

Закон предусматривают внесение, соответственно, в 44-ФЗ и 223-ФЗ поправок, которые наделяют правительство РФ правом утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании. Также правительство будет устанавливать размер квоты.

Кроме того, эти поправки определяют порядок формирования и публикации отчетности о выполнении заказчиками квот по закупкам российской продукции.

Также в документе оговаривается, что норма о квотировании не распространяется на закупку силовых ведомств, связанных с контрразведывательной деятельностью, борьбой с терроризмом, осуществлением государственной охраны.

Действие положений о квотировании закупок будет распространяться не только на российскую продукцию, но и на товары, произведенные в странах ЕАЭС.

“Практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний нужно менять”, – отмечал председатель правительства Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в июне, на котором рассматривались эти поправки.

“На сегодняшний день емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, составляет порядка 8,2 трлн рублей и 21,3 трлн рублей соответственно (данные за 2019 год – ИФ), – пояснял вице-премьер РФ Юрий Борисов в Госдуме при рассмотрении поправок в первом чтении. – Порядка одной трети приходится на российскую продукцию, без учета работ и услуг, а остальное – импорт. Глядя на такое соотношение, невольно возникает вопрос – а почему так много импорта мы закупаем? Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных возможностей, и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Ответ однозначен – можем и есть”.

При этом Борисов отмечал, что с 2015-го по 2019-й годы на проекты импортозамещения в промышленности из всех источников было затрачено более 2 трлн рублей, что позволило существенно развить отечественную производственную и технологическую базу. “Благодаря этой работе мы достигли уровня компетенций, достаточного для конкуренции с импортной продукцией на внутреннем рынке по широкому спектру позиций, – говорил он. – Квоты будут “включаться” именно там, где мы видим наличие возможностей у промышленности, но в противовес этому – доминирование импорта по непонятным причинам”.

В свою очередь замглавы Минэкономразвития Оксана Тарасенко ранее заявляла “Интерфаксу”, что квоты на закупку российских товаров будут распространяться прежде всего на продукцию высокотехнологичных отраслей экономики.

“Предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения, – говорила Тарасенко. – Стимулирование данных отраслей повышает технологическую устойчивость экономики в целом”.

Как сообщалось, эти законопроекты были подготовлены в январе-феврале текущего года Минпромторгом РФ. Тогда эти предложения не получили одобрения со стороны Минфина РФ.

Это не первое такое предложение (о квотировании закупок российской продукции) Минпромторга. Так, летом прошлого года Минпромторг подготовил проект правительственного постановления, которым для товаров российского производства предлагалось установить долю в закупках государственных заказчиков в размере не менее 30% от годового объема закупок в 2020 году и не менее 50% – в 2021 году.

Тогда предложение Минпромторга не поддержали Минфин и ФАС России.

 

Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ

 

Минфин РФ не поддержал предложение уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова об использовании механизма аккредитивов в госзакупках и в закупках госкомпаний, сообщил “Интерфаксу” источник, знакомый с позицией ведомства.

“Распространение механизма аккредитива на закупки отдельными видами юридических лиц, а также на государственные закупки считаем нецелесообразным, – процитировал источник официальную позицию Минфина. – Внедрение механизма аккредитива приведет к усложнению порядка оплаты договора, заключенного между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Бремя дополнительных расходов, связанных с открытием, ведением и обслуживанием аккредитива, приведет к удорожанию закупаемых товаров”.

По словам источника, министерство обосновывает свою позицию тем, что в рамках контрактной системы уже реализованы механизмы казначейского и банковского сопровождения госконтрактов, обеспечивающие целевое использование средств федерального бюджета и своевременную оплату по ним. При этом министерство подчеркивает, что законом “О контрактной системе” (44-ФЗ) установлена обязанность госзаказчиков осуществлять оплату по контракту в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке (15 дней в случаях контракта с субъектами МСП), а КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты по контрактам.

Отказ от регуляторного (на уровне закона – ИФ) обеспечения использования механизма аккредитивов в закупках госкомпаний Минфин объясняет тем, что заказчик и так могут в своих положениях о закупках прописать условия (с учетом требований закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, 223-ФЗ) использования аккредитивов при расчетах с поставщиками.

Ранее Титов направил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину письмо с предложением использования механизма аккредитивов при расчетах по госконтрактам и контрактам госкомпаний. Это предложение уполномоченный по защите прав предпринимателей объяснял тем, что предприниматели стали чаще жаловаться на задержку подобных платежей.

 

Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ

 

1 мая вступили в силу обновленные запреты и ограничения допуска иностранных товаров к госзакупкам. Однако на практике возникли вопросы к их применению. Минпромторг разъяснил, в каких случаях на закупки не распространяется запрет на допуск иностранных товаров и как применять механизм “третий лишний”.

 

В каких случаях запрет на допуск иностранных товаров не применяется

Подпункт “б” п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 устанавливает одно из оснований для неприменения запрета на допуск иностранных товаров к закупкам. Им можно руководствоваться, если соблюдены условия:

-в закупку входит одна единица товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей;

-в закупку входит совокупность таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 124 и 125 перечня).

Ведомство разъяснило: под совокупностью товаров в данном случае следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду по ОКПД2. Иными словами, при закупке совокупности товаров запрет не нужно применять при одновременном соблюдении условий:

-товары относятся к одному коду по ОКПД2;

-НМЦК составляет менее 1 млн руб.;

-стоимость единицы каждого товара не превышает 100 тыс. рублей.

Если же предмет контракта составляют товары из перечня, которые относятся к разным кодам по ОКПД2, возможность не применять запрет по названному основанию устанавливается для каждого товара отдельно.

 

Как применять механизм “третий лишний” в случае установленных ограничений на закупку иностранных товаров

Участник может рассчитывать на неприменение к нему ограничений, если соблюдено одно из условий:

-товар включен в реестр российской промышленной продукции;

-товар имеет сертификат СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕврАзЭС (за исключением России).

Минпромторг отметил: для применения ограничений по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 эти условия равнозначны.

При этом участник подтверждает соответствие товара ограничениям следующим образом:

-предоставляет в заявке информацию о включении товара в реестр российской промышленной продукции и соглашается с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта выписки из реестра;

-соглашается с условием о предоставлении на этапе исполнения контракта копии сертификата СТ-1.

Таким образом, механизм “третий лишний” следует применять в отношении российской продукции на основании информации о нахождении товаров в реестре российской промышленной продукции, а в отношении продукции, произведенной на территории государств — членов Евразийского экономического союза, — на основании декларирования участником наличия сертификата СТ-1.

 

Документ: Письмо Минпромторга от 08.07.2020 N 47475/12

 

Источник: Государственный Комитет Республики Татарстан по госзакупкам

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.