Обзор новостей на 20.02.2020
При исполнении “строительного” контракта выяснилось, что проектная документация не соответствует показателям местности, на которой производятся работы.
Чтобы предотвратить чрезвычайную ситуацию, подрядчик осуществил дополнительные работы. Контракт был частично исполнен и без претензий расторгнут по соглашению сторон.
Позднее заключен аналогичный контракт. После его расторжения подрядчик требовал оплатить ранее выполненные дополнительные работы. Ему было отказано.
Суды встали на сторону заказчика и указали, что работы:
– не являются дополнительными, поскольку непосредственно связаны с объектом закупки;
– не были срочными, могли быть приобретены по новому контракту;
– не согласованы с заказчиком, так как подтверждающие документы подписаны только одной стороной;
– необязательны, поскольку подрядчик не представил локально-сметную документацию, которая обосновывала бы экономическую целесообразность работ.
Кроме того, при подписании соглашений о расторжении контрактов финансовых претензий у сторон не было. Спорные работы большей частью произведены в период, когда контракт расторгли. Он утратил силу, а вместе с этим прекратились обязательства.
Верховный суд поддержал выводы нижестоящих инстанций и не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 30.01.2020 N 309-ЭС19-25897
Источник: Консультант
Федеральное казначейство планирует летом текущего года приостановить все работы по развитию Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок в связи с переводом ЕИС на площадку собственного центра обработки данных (ЦОД) Казначейства, заявила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе в ходе конференции “Закупки – 2020”, организованной “Единой электронной торговой площадкой” (ЕЭТП).
“Сейчас завершаем строительство своего ЦОДа, планируем на летнее время проведение миграции ЕИС с площадки “Гознака”, на которой она работает в настоящее время, – сказала Катамадзе. – На этот период хотим приостановить все доработки ЕИС, поскольку одновременные перевод системы в новый ЦОД и продолжение работ по развитию системы трудновыполнимы и могут привести к значительным сбоям в работе ЕИС”.
По словам Катамадзе, Казначейство планирует договориться с регуляторами и законодателями, чтобы на этот период ими не планировалось никаких нововведений (вступление в силу тех или иных норм), требующих доработок функционала ЕИС.
Создание собственного ЦОДа Казначейства и планируемый перевод ЕИС на его мощности связан, в том числе, с развитием системы, которая к настоящему времени является одной из крупнейших государственных информационных систем. По словам Катамадзе, сейчас объем информации в ЕИС приближается к 1 Пб данных. При этом в системе зарегистрировано 2,7 млн активных пользователей, которые осуществляют около 63 млрд транзакций в год (данные 2019 года).
Катамадзе отметила также, что из-за регулярных поправок к законам “О контрактной системе” (44-ФЗ) и “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ), появления новых и обновления прежних подзаконных актов Казначейству приходится постоянно дорабатывать функционал ЕИС. К настоящему времени ведомства выпускает значимое обновление системы каждый квартал.
Здесь Катамадзе подчеркнула, что в течение 1-2 недель после выпуска новой версии ЕИС участникам закупок следует быть аккуратными в работе с системой, поскольку в этот период она может работать нестабильно – несмотря на проверку и тестирование обновлений.
Стоит отметить, что в прошлом году Казначейство запустило в промышленную эксплуатацию “мини-версию” ЕИС, которая используется в часы наименьшей нагрузки (в выходные дни, в ночное время – ИФ) для проведения регламентных работ на “большой” ЕИС. По данным ведомства, на регламентные работы ранее приходилось 15-20% от общего времени работы ЕИС. Предполагается, что запуск мини-версии сократит это время до 5%.
Как сообщалось, Казначейство отвечает за создание, развитие, ведение и обслуживание ЕИС. При этом с 2017 года, согласно решению правительства РФ, единственным поставщиком работ по ЕИС (развитие и техподдержка системы) была определена дочерняя компания госкорпорации “Ростех” “РТ – Проектные технологии” (РТ-ПТ). Последняя, в свою очередь, привлекает к этим работам IT-компанию “Ланит”, которая изначально занималась разработкой и эксплуатацией ЕИС.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ
В связи с вступившими в силу изменениями в подпункт а пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, где требуется указание наименования страны происхождения в первой части заявки, планируется разместить документацию об аукционе в электронной форме по текущему ремонту, в состав которой входит локальный сметный расчет. Национальный режим не применяется.
Нужно ли требовать от участников указания в первых частях заявок наименования страны происхождения? В каких случаях, кроме национального режима, заказчик устанавливает такое требование?
По общему правилу, установленному п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), первая часть заявки на участие в электронном аукционе (далее – заявка) должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (далее – документация) и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
При этом, согласно действующей редакции п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (данный пункт изменен с 1 января 2020 года, смотрите п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ), при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 Закона N 44-ФЗ (положения которой на рассматриваемый случай не распространяются), должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная данным подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации.
Иными словами, буквальная формулировка п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод, что первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара только в случаях, если осуществляется закупка товара (то есть речь идет о поставке товара) или объектом закупки является выполнение работ/оказание услуг с условием о поставке заказчику товара при их выполнении/оказании. Очевидно, что только в таком случае подрядчику/исполнителю будет известно наименование страны происхождения товара и его характеристики.
Применительно к ситуации сказанное означает, что при осуществлении закупки работ по текущему ремонту первая часть заявки участников должна содержать наименование страны происхождения товара, только если документацией о закупке предусмотрено приобретение товара, поставляемого заказчику при выполнении данных работ. Например, если для выполнения таких работ подрядчиком поставляются материалы или оборудование, принадлежащие ему на момент заключения контракта или приобретаемые впоследствии, и которые влияют на качество выполняемых работ, соответственно, к которым по этой причине заказчиком могут предъявляться определенные требования (к их функциональным, техническим характеристикам).
Отметим, что прежняя редакция п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ содержала формулировку “закупка работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар”, что явно не тождественно “поставке заказчику товара при выполнении работ”. Учитывая, что целью подряда является создание вещи либо выполнение другой работы, имеющей материальный результат (п. 1 ст. 703 ГК РФ), что неизбежно требует использования материалов, то есть других вещей, которые также могут рассматриваться как товары (п. 1 ст. 454, п. 1 ст. 455 ГК РФ). Соответственно, при неизменности прежней формулировки п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ участникам в первой части заявки формально следовало бы указывать страну происхождения всех материалов, используемых при выполнении работ (включая, например при выполнении строительных работ, песок, бетон и т.п.). Однако действующая редакция данного пункта, на наш взгляд, сформулирована вполне однозначно и обязывает участников указывать в первой части заявки наименование страны происхождения товара только в случае закупки (поставки) товара при выполнении закупаемых работ.
На наш взгляд, говорить о закупке (поставке) товара при выполнении работ можно в том случае, если заключаемый контракт может быть квалифицирован как “смешанный договор” – договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 421 ГК РФ), в данном случае – договора на выполнение работ (подряда) и договора поставки, когда одновременно с выполнением работ по созданию или преобразованию вещи (помещения) к ней прилагаются (в нем устанавливаются) вещи, не являющиеся ее частью. Такое возможно, если объектом закупки является, например, “реконструкция помещения с оборудованием рентген-кабинета”. Именно в отношении таких вещей, таких товаров, прилагаемых к непосредственно результату выполненных работ, но не являющихся его частью, по смыслу положений п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ и требуется указание страны их происхождения.
В связи с этим, полагаем, само по себе упоминание в локальном сметном расчете, входящем в состав документации о закупке работ по текущему ремонту, тех или иных материалов, предполагаемых для использования в ходе выполнения работ, не может однозначно свидетельствовать о поставке данного товара заказчику, если контрактом и документацией о закупке не предусмотрена поставка данных товаров заказчику. Если материалы не передаются заказчику отдельно, а только используются в составе результата работ, участнику, руководствуясь положениями п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, в первой части заявки достаточно дать согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу в настоящий момент нет, правоприменительная практика по объективным причинам еще не сложилась. Сказанное является нашим экспертным мнением. Во избежание негативных последствий принятия решения по данному вопросу рекомендуем за официальными разъяснениями обратиться в ФАС России и в Минфин России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, п.п. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Источник: Гарант
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.