Обзор новостей на 16.11.2022
Ведомство напоминает, что неисполнение обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым относится нарушение логистических цепочек из-за введенных ограничительных мер, не является основанием для включения компании в реестр недобросовестных поставщиков
Некоторые компании столкнулись с невозможностью приобрести продукцию импортного производства и выполнить условия контракта в полном объеме. В ряде случаев заказчики отказываются от исполнения контракта в одностороннем порядке, ссылаясь на неисполнение поставщиками своих обязательств. По мнению ФАС России, такого рода ситуации являются обстоятельствами непреодолимой силы и не должны приводить к включению сведений о поставщиках в РНП.
К такому выводу ФАС России пришла после рассмотрения ряда обращений. Так, например, в одном случае был заключен контракт на закупку рентгеновской стоматологической системы. Исполнитель после заключения контракта получил от поставщика иностранного оборудования сообщения о возможном срыве срока поставки товара. Кроме того, поставщик внес существенные изменения в условия контракта, изменив страну происхождения оборудования. Исполнитель уведомил заказчика обо всех изменениях, однако не получил ответа. В результате заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и потребовал внести сведения о компании в РНП.
В другом случае был заключен контракт на поставку компьютерного томографа зарубежного производства. Официальный дилер производителя сообщил исполнителю контракта о невозможности поставки оборудования из-за ограничительных мер. Исполнитель уведомил заказчика о невозможности поставки томографа ввиду существенных изменений условий и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон. Тем не менее, заказчик не принял предложение и отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, а также обратился в ФАС России с требованием внести сведения о компании в РНП.
В обеих ситуациях после рассмотрения материалов комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что контракты не исполнены вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и не включила информацию об исполнителях в РНП.
ФАС России отмечает, что комиссия ведомства принимает решение, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех доказательств, представленных сторонами на заседании. Участник закупок должен представить информацию и документы, подтверждающие, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением ограничений зарубежных стран.
Подробнее с обзором практики можно ознакомиться здесь
Источник: Федеральная Антимонопольная служба
Среди прочего хотят изменить форму отчета об объеме госзакупок у СМП и СОНКО, а также правила его заполнения. Заказчикам по Закону N 223-ФЗ, которые попали под санкции, могут разрешить не соблюдать требования к стоимостному объему договоров по итогам закупок среди СМСП. Подробности далее.
Отчет об объеме госзакупок у СМП и СОНКО
С 1 января 2023 года планируют поправить форму отчета об объеме госзакупок у СМП и СОНКО и требования к его заполнению (пп. “б” и “в” п. 3 проекта изменений). Ряд формулировок приводят в соответствие с новой нормой.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти, подведомственные им учреждения и предприятия, а также муниципальные медорганизации заполнят такой отчет за 2022 и 2023 годы иначе. Они включат в него, в частности, сведения о контрактах на поставку лекарств и медизделий (пп. “а” п. 3 проекта изменений).
Минимальная доля участия СМСП по Закону N 223-ФЗ
С нового года могут разрешить не соблюдать требования к совокупному годовому стоимостному объему договоров, которые заключили по результатам закупок среди СМСП. Речь о заказчиках под санкциями, которые не размещают информацию о закупках в ЕИС (пп. “а” п. 2 проекта изменений).
Поправка коснется и планирования закупок, в т.ч. инновационной продукции. При этом их учтут при расчете годовых стоимостных объемов у СМСП (пп. “а”, абз. 3‒4 пп. “б” п. 2 проекта изменений).
Закупки у едпоставщика
В перечень ситуаций, когда сведения и документы из реестра контрактов не размещают в ЕИС, могут включить, в частности, закупки у едпоставщика (п. 4 проекта изменений):
– работ по мобилизационной подготовке;
– услуг по обеспечению визитов высокопоставленных иностранцев;
– товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума;
– услуг доступа к зарубежным документальным, реферативным, полнотекстовым и другим базам данных.
Планируют, что новшества вступят в силу через 7 дней после их официального опубликования в виде постановления правительства.
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Источник: КонсультантПлюс
Вопрос: 1 января 2022 года организация заключила с больницей госконтракт на поставку оборудования. Данный товар поступает из завода-изготовителя в Италии. В связи с событиями, начавшимися 24 февраля, организация долгое время не могла завезти оборудование. 25 февраля больница сделала заказ по контракту на поставку оборудования. В течение десяти дней организация должна была отправить оборудование. Частично у организации было оборудование на складе, и организация поставила его заказчику, чтобы закрыть полностью госконтракт. Было направлено письмо заказчику с просьбой расторгнуть контракт. Расторгать контракт заказчик отказался. Организация написала письмо в ТПП, чтобы ей выдали свидетельство об обстоятельствах непреодолимой силы. Пока ответ не поступил.
В июле организации удалось ввезти оборудование. Организация сразу отправила его заказчику. Заказчик принял его в полном объеме и написал организации претензию об уплате неустойки за дни просрочки поставки по договору. Пени организация уплатила.
Возможно ли было организации списать данные пени со ссылкой на постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, с изменениями от 10.03.2022?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик обязан был списать сумму начисленной неустойки. Уплаченная неустойка может быть взыскана с заказчика как неосновательное обогащение.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что по общему правилу, предусмотренному ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется поставщику (подрядчику, исполнителю, далее – контрагент) в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью, а не правом заказчика, независимо от последующей судьбы требования: его исполнения или неисполнения (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней, далее – неустоек) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила). Как следует из подп. “б” п. 3 Правил, списание распространяется на задолженность по уплате неустоек по любым контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Исходя из п. 1 и п. 2 Правил, заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (далее – неустойки, неустоек), при условии, что обязательства по контракту исполнены в полном объеме, без внесения соответствующих изменений в контракт в 2020 году, за исключением неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, не связанных с наступлением следующих обстоятельств:
– распространением новой коронавирусной инфекции (в 2020 году);
– существенным увеличением цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта (в 2021 и 2022 годах);
– с возникновением при исполнении контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, или в связи с введением санкций и (или) мер ограничительного характера (смотрите также письмо Минфина России от 03.09.2020 N 24-03-07/77425).
В соответствии с п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком в следующих случаях и в следующих размерах:
– если общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта – в полном объеме (подп. “а” п. 3 Правил). Основанием для принятия решения о списании неустоек в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. “а” п. 3 Правил);
– если общая сумма неустоек превышает 5%, но не превышает 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% суммы неустоек при условии уплаты других 50%. Уплата 50% неустоек должна подтверждаться информацией о зачислении соответствующих сумм в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда РФ, на счет заказчика или автономного учреждения, юридического лица (подп. “б” п. 3, п. 6 Правил);
– если неуплаченные неустойки начислены вследствие неисполнения контрагентом обязательств по контракту в связи с возникновением обстоятельств, указанных выше – распространением новой коронавирусной инфекции, существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, введением санкций и (или) мер ограничительного характера – суммы неустоек списывается полностью при условии предоставления документов, определенных подп. “в”-“д” п. 5 Правил.
В частности, если неуплаченные неустойки начислены вследствие неисполнения контрагентом обязательств по контракту в связи в том числе с введением санкций и (или) мер ограничительного характера, списание неустоек осуществляется при условии исполнения (при наличии) контрагентом обязательств по контракту, подтвержденного актом приемки или иным документом, и при наличии обоснования наличия указанных обстоятельств, представленного контрагентом заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (подп. “д” п. 5 Правил).
Если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, это не препятствует судебной защите интересов контрагента. В частности, сумма неустойки, взысканная заказчиком, может быть квалифицирована и взыскана как неосновательное обогащение (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N 304-ЭС22-590, постановление АС Северо-Кавказского округа от 19.01.2022 N Ф08-11235/21, постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.07.2020 N Ф08-4081/20, постановление АС Московского округа от 07.10.2020 N Ф05-14843/20).
Должны заметить, что в судебной практике сложилась позиция, согласно которой введение санкций или мер ограничительного характера само по себе не свидетельствует о невозможности исполнения контрагентом обязательств по контракту (смотрите, например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2022 N Ф02-1556/22, постановление Шестого ААС от 19.07.2022 N 06АП-2851/22). Иными словами, при возникновении спорной ситуации в каждом конкретном случае суд должен будет установить наличие у контрагента обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта, признаков чрезвычайности и непреодолимости, а также непосредственность их влияния на возможность исполнение обязательства. Правоприменительная практика по этому вопросу только начинает складываться.
Соответственно, хотя из информации, изложенной в вопросе, следует, что в данном конкретном случае имеются все основания для списания неустойки, в случае спора окончательное решение по вопросу может принять только суд.
К сведению:
В любом случае списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек обеспечивает сверку расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4 Правил). В силу п. 7 Правил в случае если контрагент не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустойки, то принятие решения о ее списании не допускается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.