Обзор новостей на 14.03.2023
Определение ВС РФ от 14 февраля 2023 г. N 301-ЭС22-23789
В ходе исполнения контракта, предметом которого являлись лабораторные исследования на определение РНК коронавируса, заказчик, направляя обществу – исполнителю соответствующие заявки, превысил предусмотренный контрактом объем услуги. Однако оплачивать оказанные в отсутствие контракта услуги заказчик отказался, в связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды трех инстанций, рассматривая доводы истца, пришли к выводу, что в данном случае бездоговорное оказание услуг для государственных нужд относится к исключениям, при которых услуги подлежат оплате заказчиком. В частности, суды приняли во внимание требования нормативных актов и официальные разъяснения органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, которые предписывали обеспечивать доставку биоматериала в конкретную лабораторию, а также предусматривали случаи направления проб на исследование без заключения договора. Также была учтена позиция Минфина России и ФАС России о возможности приобретения товаров, работ и услуг, необходимых в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, путем осуществления закупок у единственного поставщика.
ВС РФ согласился с доводами нижестоящих судов. В частности, судьи ВС РФ отметили, что при поступлении заявок на исследование за пределами предусмотренного контрактом объема, а также цены контракта общество не могло отказать в их предоставлении и, следовательно, не утратило право на оплату оказанных услуг. Гарантированное и непрерывное оказание услуг было необходимо в целях обеспечении эпидемиологического благополучия населения и устранения угрозы массовых заболеваний. При этом Суд подчеркнул, что обеспечение здоровья и безопасности граждан имеет публичную значимость и, применительно к рассматриваемому случаю, приоритет перед иными интересами, которые защищены положениями Закона N 44-ФЗ.
ВС РФ отказал заказчику в передаче заявления об оспаривании судебных решений на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ.
Источник: Система ГАРАНТ
Государственные заказчики все чаще предъявляют к поставщикам экологические требования, однако этот тренд пока не приобрел системного характера и охватил лишь около половины регионов РФ, свидетельствуют данные аналитической системы “МАРКЕР-Интерфакс”.
С начала 2023 года действуют правила, согласно которым государственные заказчики должны требовать от поставщиков указывать долю вторичного сырья при закупках бумажных изделий, тротуарной плитки, мягкой кровли, органических удобрений и некоторых других товаров.
Однако, согласно данным системы МАРКЕР за январь-февраль, при закупках товаров из этого списка до половины российских регионов так и не начали применять новые требования. Так, при закупке твердых и мягких поверхностных покрытий, в число которых входит тротуарная плитка и бордюры, в 49 субъектах РФ экологические требования не предъявлялись.
При закупке контейнеров для мусора новые экологические требования проигнорировали 39 регионов, изделий из бумаги (туалетная бумага, бумажные полотенца и др.) – 6 регионов.
В целом по стране новые требования соблюдаются, по итогам января-февраля, лишь в 20% торгов по этим товарам, показал анализ. Что касается суммы закупок, то доля “экологичных” лотов выше – и достигает 25%.
В целом же в закупках для государственных ведомств все чаще упоминаются такие требования как “экологически чистые товары”, “вторичное сырье”, “вторичная переработка отходов”, “вторичное использование”, свидетельствует проведенный аналитиками анализ документов.
Закон о контрактной системе дает заказчикам возможность включать такого рода требования в документацию.
“Доля закупок с экотребованиями активно растет, и, например, в 2022 году в рамках госзакупок по 44-ФЗ сумма закупок с экотребованиями достигла уже почти 14% от всей стартовой цены лотов”, – сказал в понедельник на круглом столе, посвященном экологическим требованиям в госзакупках, руководитель аналитического центра “Интерфакс-ProЗакупки” Георгий Сухадольский.
Система МАРКЕР предназначена для эффективного мониторинга торгов, оценки потенциала наращивания продаж в различных сегментах рынка, выстраивания бизнес-процессов в сфере закупок, формирования чек-листов для подготовки заявок на тендеры, анализа причин проигрышей в торгах, ведения конкурентного анализа.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ
Вопрос: Организация размещает аукцион на поверку средств измерений, устанавливает требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ – наличие действующего аттестата аккредитации на право поверки средств измерений, указанных в Приложении N 1 к извещению о проведении электронного аукциона, выданного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации”.
В требовании о представлении документов участником закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ организация должна указать, чтобы документы представили в бумажном варианте или о том, что организация сама проверяет в реестрах?
Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений” поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 102-ФЗ аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” аккредитация в национальной системе аккредитации – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона N 412-ФЗ определено, что выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) – документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 4 Закона N 412-ФЗ область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.
При осуществлении закупок работ/услуг, включающих поверку средств измерений, на практике заказчики устанавливают требование о необходимости представления документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выписка/копия выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) в области аккредитации поверка средств измерений, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации”, Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений” по конкретным типам (группам) средств измерений (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 13 мая 2022 г. N 058/06/106-356/2022) либо требование о предоставлении выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации). Область аккредитации должна позволять оказывать услуги, предусмотренные контрактом, в полном объеме и включать в себя средства измерения, указанные в описании объекта закупки (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 января 2023 г. N 073/06/106-733/2022).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.