Обзор новостей на 12.04.2021

 

Письмо Минфина России от 29 марта 2021 г. N 24-03-08/22593

 

Специалисты министерства в своем письме отметили, что утвержденные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н условия допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранного государства, устанавливают требования к формированию объекта закупки в части запрета объединения в предмете одного контракта (одного лота) товаров, указанных в приложениях к Приказу N 126н и не указанные в них. Принятые в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативные правовые акты Правительства РФ, устанавливающие ограничения допуска товаров иностранного происхождения, также могут содержать указанные требования.

При этом в письме подчеркивается, что постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 “О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком” требований к формированию лотов не предусматривает.

 

Источник: ГАРАНТ

 

В ходе проведения закупки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с установлением условий допуска товаров в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н победитель продекларировал, что страной происхождения товара является Россия. В ходе приемки в сопроводительных документах (сертификате соответствия ЕАЭС) и на упаковке товара указано место нахождения изготовителя: Китай.

Является ли в данном случае товар иностранным?

 

К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

На основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее – Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложениях к Приказу N 126н.

Положения Приказа N 126н устанавливают условия, при соблюдении которых товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС, ставятся в приоритетное положение по сравнению с товарами, происходящими из иностранных государств. При этом подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в поданной в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заявке, наименования страны происхождения товара. Предоставления каких-либо документов в составе заявки с указанием страны происхождения товара не требуется (письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-03-07/95802, п. 4 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281).

Безусловно, на стадии приемки товара заказчик обязан удостовериться, является ли поставляемый товар соответствующим условиям контракта. В соответствии с п. 1.7 Приказа N 126н при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях к данному приказу, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство – член ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Применение заказчиком положений п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ относится к числу мер, позволяющих обеспечить поставку участником закупки товаров с заявленной страной происхождения, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет являться государство – член ЕАЭС (письмо Минфина России от 13.08.2020 N 24-01-07/71216, письмо Минфина России от 09.06.2020 N 24-03-08/49890, письмо Минфина России от 16.01.2020 N 24-01-08/1577, письмо Минфина России от 17.04.2020 N 24-01-07/31011).

Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ это правило распространяется и на отношения по поставке товаров для государственных нужд. При этом ни ГК РФ, ни Законом N 44-ФЗ не установлено исчерпывающего перечня документов, которые должны быть переданы поставщиком вместе с товаром. Фактически требования о предоставлении тех или иных сопроводительных документов могут быть определены только исходя из вида поставляемого товара и специальных требований законодательства к обороту такого товара, если такие требования установлены.

В связи с чем отметим, что сертификаты соответствия подтверждают соответствие продукции требованиям технических регламентов РФ (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”) или требованиям технического регламента ЕАЭС (смотрите решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 “О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления”).

Как показывает практика, контролирующие органы не расценивают сертификаты соответствия в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров (постановление ФАС России от 11.05.2016 N 26/34802/16, решение УФАС по Новосибирской области от 12.05.2017 N 08-04-34, решение УФАС по Удмуртской Республике от 04.04.2019 N 018/06/106-168/2019).

При этом вполне очевидно, что указание в таких сертификатах сведений о месте нахождения изготовителя не является указанием страны происхождения товара, тем более что в сертификате может быть указано несколько предприятий-изготовителей продукции (решение УФАС по Москве от 16.02.2021 N 077/06/106-2382/2021, решение УФАС по Республике Хакасия N 195/КС (опубликовано 29 декабря 2015 г.), решение УФАС по Камчатскому краю от 07.12.2016 N 21-06/346-16ж).

Тем не менее на практике несовпадение информации о стране происхождения товара, указанной в заявке участника, со сведениями, содержащимися в предоставленных такими участниками сертификатах соответствия, воспринимается контролирующими органами как предоставление недостоверной информации, что влечет отклонение заявок (решение УФАС службы по Краснодарскому краю от 19.09.2017 N ЭА-2530/2017, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 27.06.2017 N 919-Ж, решение УФАС по Республике Бурятия от 09.12.2015 N 04-50/399-2015, решение УФАС по Чувашской Республике – Чувашии от 20.06.2017 N 06-04/4630).

Таким образом, с одной стороны, предоставленный поставщиком сертификат соответствия ЕАЭС не является документом, однозначно подтверждающим, что страной происхождения товара является Китай. С другой стороны, само по себе наличие в сертификате информации о месте нахождения изготовителя (Китай) может свидетельствовать о предоставлении поставщиком в ходе закупки недостоверной информации и несоответствии товара условиям контракта. В связи с чем, на наш взгляд, заказчику целесообразно получить дополнительную информацию о стране происхождения товара, например, путем направления официального запроса изготовителю продукции (его представителям), изучения информации на сайте производителя (решение УФАС по Еврейской автономной области от 04.06.2020 N 079/06/106-07/2020, решение УФАС по Республике Мордовия от 16.03.2016 N 282, решение УФАС по Челябинской области от 17.08.2020 N 074/06/105-1806/2020(N894-ж/2020)). К тому же во избежание спора заказчик вправе запросить у поставщика дополнительные документы, подтверждающие, что страной происхождения товара является Россия.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.