Обзор новостей на 09.12.2025
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 548-ФЗ “О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда” и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона “О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда” и о приостановлении действия ее отдельных положений” начиная с 2025 года установлена норма соотношения между МРОТ и медианной заработной платой в размере не менее 48%.
Внесенными изменениями с 1 января 2026 года МРОТ устанавливается в сумме 27 093 рубля. Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год составит 48%. Медианная заработная плата за 2024 год, по данным Росстата, составляет 56 443 рубля.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России в письме от 23.10.2025 № 24-06-09/102983 разъяснил порядок применения запрета, установленного пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 в отношении программ для ЭВМ и баз данных по позиции 146 приложения № 1.
В письме указано, что под программным обеспечением для целей позиции 146 понимаются не только сами программы, но и права на них, возникающие в результате различных способов реализации: поставки на материальном носителе или в электронном виде, предоставления в пользование через облачную инфраструктуру и иные сервисные модели; поставки и обслуживания оборудования, на которое ПО устанавливается; выполнения работ по разработке, модификации и модернизации ПО, если они связаны с предоставлением или расширением прав; оказания услуг по сопровождению, техподдержке и обновлению при наличии передачи или расширения прав использования. Запрет по пункту 1 постановления № 1875 применяется и тогда, когда программное обеспечение включено в состав комплексного объекта закупки наряду с другими товарами, работами, услугами.
Отдельно отмечено, что ограничение распространяется на программное обеспечение вне зависимости от вида договора: будь то поставка, оказание услуг, выполнение работ, предоставление исключительных прав на ПО или прав его использования. Фактически, если в рамках закупки заказчик получает программное обеспечение или права на него по позиции 146 приложения № 1, должен применяться запрет, установленный постановлением № 1875, независимо от юридической конструкции сделки и способа передачи ПО.
Документ: Письмо Минфина России от 23.10.2025 № 24-06-09/102983
С 01.01.2026 планируется выпуск доработки ГИС ЕИС ЗАКУПКИ по формированию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее — отчет) в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 3.1-4 Закона № 223-ФЗ и Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 (далее — Постановление № 1875).
Ключевые нововведения при формировании отчета:
– отчет формируется только по итогам года
– отдельные заказчики формируют и размещают отчет по выполнению минимальной обязательной доли закупок товаров российского происхождения
– остальные заказчики формируют и размещают отчет об объеме закупок товаров, работ, услуг, в том числе поставляемых (выполняемых, оказываемых) российскими гражданами и юридическими лицами
– в отчете появился раздел для работ и услуг
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 9 Положения о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок российских товаров, утвержденного Постановлением № 1875, отчет размещается до 31 января года, следующего за отчетным.
Актуальные требования к информационному взаимодействию функционала смотрите на официальном сайте ГИС ЕИС ЗАКУПКИ → Документы:
Требования к форматам и файлам 223-ФЗ 16.0
Интеграционные схемы 223-ФЗ 16.0
Источник: ГИС ЕИС ЗАКУПКИ
Администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд РФ с исковым заявлением о признании недействующими пунктов, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 , согласно которым, в частности, отменены “временные” рамки действия Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила), утвержденных Постановлением N 783.
По мнению муниципалитета, оспариваемые нормы Изменений в том числе противоречат ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, нарушают права и охраняемые законом интересы истца ввиду снижения поступлений в доходную часть местного бюджета; позволяют контрагентам злоупотреблять своими правами, так как на истца возлагается безусловная обязанность по списанию неустойки по контрактам, заключенным в 2022 и последующих годах.
Решением ВС РФ от 28.05.2025 N АКПИ25-181 в удовлетворении административного искового заявления администрации было отказано. Не согласившись с таким решением, истец подал апелляционную жалобу.
Апелляционная коллегия ВС РФ оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения суда не нашла. У Правительства РФ есть полномочие по регулированию соответствующих отношений без указания на конкретные периоды. При этом Изменения учитывают баланс частных и публичных интересов участников контракта, направлены на защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также на защиту прав исполнителей контрактов от необоснованного взыскания заказчиком сумм неустоек при наличии объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта.
Продолжаем списывать:
– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (подп. “а” п. 3 Правил);
– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек. Уплата 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек должна подтверждаться информацией администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда РФ) о зачислении уплаченных контрагентом сумм неустоек в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда РФ) или информацией о зачислении средств, уплаченных контрагентом на счет заказчика, не относящегося к числу государственных (муниципальных) заказчиков (подп. “б” п. 3, подп. “б” п. 5, п. 6 Правил).
Документ: Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 30 октября 2025 г. N АПЛ25-288
Источник: Милонаец Ольга#антимонопольщики#
Трекбэк с Вашего сайта.