Обзор новостей на 07.10.2025

 

Вступили в силу обновлённые правила ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Новая редакция утверждена постановлением Правительства РФ № 1541.

Кто теперь включается в реестр
Расширен перечень организаций, которые могут быть внесены в реестр. В него попадут:
– получатели президентских грантов, а также субсидий от федеральных и региональных властей;
– НКО, оказывающие общественно полезные и социальные услуги;
– частные образовательные учреждения и благотворительные организации;
– некоммерческие организации, получившие имущественную поддержку от государства.

Цифровой формат и ответственность за данные
Вести реестр будет Минэкономразвития России — исключительно в электронном виде. За подачу и обновление сведений будут отвечать федеральные и региональные органы власти, а также органы управления федеральных территорий.

Что изменилось
Документ уточняет:
– перечень сведений, подлежащих включению в реестр;
– порядок внесения и удаления записей;
– необходимость использования усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации.

Когда вступает в силу
Основные положения постановления действуют с 4 октября 2025 года, некоторые нормы начнут применяться с 1 января 2026 года.

 

Документ: Постановление Правительства РФ от 03.10.2025 № 1541

 

С 29 сентября 2025 года вступили в силу изменения в правила использования Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов (ФГИС МДЛП). Поправки внесены в постановление Правительства РФ от 14 декабря 2018 года № 1556.

Интеграция с системой «Честный знак»
Теперь официально закреплено взаимодействие МДЛП с системой «Честный знак» — государственной платформой учёта товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
Определён состав информации, которая будет передаваться между системами. В частности, МДЛП направит в «Честный знак» данные:
– о маркированных упаковках — объёмы и даты нанесения маркировки;
– о препаратах, поступающих в гражданский оборот — с указанием объёма, даты и реквизитов записи в системе Росздравнадзора.

Подтверждение страны происхождения
Теперь положения системы «Честный знак» включают правила обработки и использования данных в целях подтверждения страны происхождения лекарственных препаратов. Это позволит использовать информацию из системы маркировки для целей контроля и подтверждения происхождения медикаментов.

Расширено взаимодействие с другими ИС
Также расширен список государственных информационных систем в сфере здравоохранения, с которыми взаимодействует «Честный знак». Это повышает уровень интеграции и прослеживаемости лекарственных средств на всех этапах — от производства до конечного потребителя.

 

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.09.2025 № 1495

 

Общественный совет при Управлении ФАС по Пермскому краю подготовил памятку, посвященную корректному применению товарных знаков при проведении закупок по 44-ФЗ. Документ объединил позиции ФАС России, Минфина, а также выводы из судебной практики. Памятка стала своего рода методическим пособием для заказчиков и участников закупок, помогая избежать ошибок при указании товарных знаков в извещениях и заявках.

Ключевой момент
Товарный знак — это зарегистрированное обозначение, наличие которого подтверждено свидетельством Роспатента (ст. 1477–1484 ГК РФ). Коммерческое название или бренд без регистрации товарным знаком не считается. Использование чужого знака без разрешения нарушает исключительные права правообладателя. Проверить регистрацию можно через открытые реестры ФИПС и поисковик Роспатента.

В каких случаях можно указывать товарный знак
Согласно общему правилу (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), заказчик может указать товарный знак лишь с формулировкой «или эквивалент». Исключения допускаются, если:
– закупаются оригинальные запчасти для уже установленного оборудования;
– товары технически несовместимы с другими брендами;
– закупаются медизделия или специализированное питание по медицинским показаниям (в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 40-р от 17.01.2024).

При закупках у единственного поставщика (по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ) использование товарных знаков запрещено — на это указывают решения УФАС по Ставропольскому краю и Республике Хакасия.

Как участникам правильно указывать товарный знак
Если товар имеет зарегистрированный знак — нужно указать его словесное обозначение или номер свидетельства на электронной площадке.
При отсутствии знака — поле остаётся пустым (без указания «нет» или «отсутствует»).
Запрещено перечислять несколько знаков, артикулы или производителей — это может стать основанием для отклонения заявки (п. 8 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ).
ФАС России (письмо № ГР/7996/25 от 31.01.2025) также рекомендовала проверять достоверность информации о товарных знаках через Роспатент.

Приёмка и проверка товара
Указание товарного знака в контракте считается его существенным условием. Если поставлен товар с другим знаком, заказчик обязан отказать в приёмке, потребовать замену или расторгнуть контракт (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ). Нарушение этих норм может привести к штрафу до 200 тыс. рублей и дисквалификации (ч. 7–10 ст. 7.30.2 КоАП РФ).

 

Документ: Памятка по использованию товарных знаков в закупках

 

Минфин России в ответе на запрос разъяснил, что при госзакупках медицинских изделий, включенных в позиции 400–415 и 429–432 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, участникам недостаточно предоставить один только сертификат СТ-1.

В письме указано, что по подпункту «г» пункта 10 Постановления 1875 страну происхождения медизделий из государств – членов ЕАЭС (в том числе из РФ) до 31 декабря 2025 года можно подтвердить совокупностью трех документов:
– сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
– акт экспертизы ТПП РФ (или аналогичный документ страны ЕАЭС) с указанием доли иностранных материалов, не превышающей предельные значения, установленные приложением № 4 к постановлению;
– реквизиты документа, подтверждающего соответствие производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.

Вопрос возник, так как в подпункте «д» п. 10 Постановления № 1875 предусмотрено, что до внесения изменений в право ЕАЭС происхождение товаров подтверждается только сертификатом СТ-1, без других документов. Таким образом, возникла коллизия между двумя временными нормами.

Минфин в письме указал, что подпункт «г» является специальной нормой и имеет приоритет, поэтому при закупках медизделий до конца 2025 года заказчики вправе требовать от участников не один, а три документа, подтверждающие происхождение товаров из государств ЕАЭС.

 

Документ: Письмо Минфина России от 03.10.2025 № 24-06-09/96011

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.