Обзор новостей на 07.06.2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России готовит предложения по совершенствованию порядка импортозамещения в госзаказе, заявил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов в ходе конференции “Совершенствование 44-ФЗ”.

“Сейчас в правительстве идет подготовка перечней товаров, работ, услуг, на которые в рамках реализации нацпроектов предполагается распространить политику импортозамещения, – сказал Лобов. – Уже сейчас есть 5,8 тыс. позиций. С учетом действующих механизмов импортозамещения нормально работать будет нереально”.

Для решения проблемы ФАС предлагает распространить механизм 15%-ной ценовой преференции с отдельных сфер на все российские товары, работы, услуги, а также пересмотреть все правительственные акты по запрету на закупку зарубежной продукции.

“Здесь предлагаем такой подход – в тех сферах, где есть один отечественный производитель, задействовать механизм ценовой преференции, а где 2-3 – использовать правило “третий лишний”, – сказал Лобов. – При этом предлагаем отменить все действующие запреты, оставив их только для сфер, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности страны”.

Также Лобов отметил, что прорабатывается вопрос предоставления дополнительных преференций для производителей, локализовавших в России то или иное производство.

По словам Лобова, эти предложения после согласования с вице-премьерами будет направлено на рассмотрение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.

Также ФАС России предлагает ввести регулирование для закупок малого объема, заявил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов.

“Развивать направление агрегаторов торговли необходимо, – сказал Лобов. – В законе “О контрактной системе” (44-ФЗ) должны быть нормы, регулирующие сегмент малых закупок. Возможно, отдельная глава”.

При этом Лобов подчеркнул, что в этих нормах должен быть прописан порядок контроля таких закупок.

“Сейчас никакого контроля за проведением закупок малого объема нет”, – отметил он.

В свою очередь заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе рассказала, что развитие закупок из каталога (закупки в электронных магазинах, на агрегаторах торговли – ИФ) – задача на 2020-2022 годы.

“Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, – сказала Катамадзе. – Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли”.

Как сообщалось, в прошлом году руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин оценивал объем малых закупок госзаказчиками в 800 млрд рублей в год. Объем закупок малого объема госкомпаний, при сохранении пропорций между объемом госзакупок и объемом закупок госкомпаний, оценивался приблизительно в 2,4 трлн рублей.

В этом году в ходе весенней сессии Госдума приняла закон, вносящий ряд поправок в 44-ФЗ, направленных на упрощение закупочных процедур при госзакупках. Одна из принятых поправок предусматривает повышение порога цены для закупок малого объема со 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.

Тогда же эксперты отмечали, что такое увеличение порога для закупок малого объема не приведет к увеличению общего объема этого сегмента.

В настоящее время электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством РФ, имеют собственные электронные магазины для проведения закупок малого объема, а также предоставляют услуги по созданию таких магазинов для различных заказчиков.

Помимо этого действует Единый агрегатор торговли (ЕАТ) “Березка”, использование которого при проведении закупок малого объема с весны текущего года стало обязательным для федеральных заказчиков. При этом регуляторы заявляют, что рассматривают ЕАТ как эксперимент по электронизации малых закупок.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует и организовать регулярные проверки по госконтрактам в рамках нацпроектов, заявил Артем Лобов.

“Готовим запрос в наши региональные управления о проведении регулярных, раз в квартал, внеплановых проверок по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, – сказал Лобов. – Более часто проводить такие проверки затруднительно из-за ограниченности ресурсов”.

При этом Лобов отметил, что с начала текущего года по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, в ФАС поступило более тысячи жалоб. В 25% случаев служба выявила критичные нарушения, связанные с проведением закупок.

В то же время Лобов заявил, что ФАС рассчитывает на включение в закон “О контрактной системе” (44-ФЗ) норм о финансовом обеспечении жалоб. По его словам, большое число обращений в ФАС не обосновано. Так, многие участники подают жалобы для того, чтобы приостановить, замедлить закупку, поскольку не успевают принять в ней участие.

Еще одно ожидание (в части принятия поправок к 44-ФЗ) ФАС касается распространения контроля со стороны ведомства на банки, имеющие право открывать спецсчета для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках.

“В начале года было много жалоб на электронные торговые площадки (ЭТП), связанных со спецсчетами, – рассказал Лобов. – В ходе проверок выяснилось, что в нарушениях виноваты не площадки, а банки. Сейчас у ФАС нет рычагов воздействия на эти банки, а штрафовать ЭТП за чужие нарушения неправильно”.

В настоящее время в перечень банков, имеющих право открывать и вести спецсчета, входит 21 финансовая организация.

Источник:
Тендер

В подготовленном специалистами Минфина России письме разъяснены некоторые особенности применения заказчиками приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Приказ N 126н).

В частности, в документе отмечается, что Приказ N 126н применяется исключительно при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара) и не регулирует закупки работ, услуг. Следовательно, п. 3 Приказа N 126н не может повлечь невозможность объединения в один лот товаров, а также работ, услуг.

Кроме этого, специалисты Минфина России отметили особенности закупок радиоэлектронной продукции, одновременно включенной как в приложение к Приказу N 126н, так и в Перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее – Постановление N 968). Так, в случае закупки указанной продукции заказчики руководствуются требованиями Постановления N 968 и Приказа N 126н в зависимости от возникающих обстоятельств при поступлении различных предложений в составе заявок. При этом подчеркивается, что каждый из этих нормативных актов устанавливает запрет на объединение в одном лоте товаров, включенных и не включенных в соответствующие перечни.

По вопросу объединения в состав одного лота работ по проектированию и дальнейшему созданию информационных систем, включая оснащение оборудованием, Минфин России сообщает, что включение в один объект закупки проектирования, по результатам которого становится известным объем и характеристики подлежащих выполнению в рамках исполняемого контракта работ (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ), может иметь признаки нарушения Закона N 44-ФЗ, Закона N 135-ФЗ в связи с неустановлением в документации о закупке объема выполняемых работ, их характеристик. При этом к соответствующим исключениям, установленным ч.ч. 16 и 16.1 ст 34 Закона N 44-ФЗ, создание центров обработки данных не отнесено.

При этом монтаж и наладка товара в силу Закона N 44-ФЗ могут быть включены в один объект закупки с поставкой товара вне зависимости от условий допуска, ограничений допуска для целей закупок таких товаров, происходящих из иностранных государств.

Источник:
Гарант

Коллеги из телеграм-канала «Госзакупки» рассказали с примерами, как изменить контракт по 44-ФЗ уже на этапе заключения.

Когда можно менять госконтракт на этапе заключения

Контракт заключается на условиях документации (+проект договора) и заявки участника (ч. 1 ст. 34). Но из этого правила есть 5 исключений.

1. Увеличение количества товара на разницу цены победителя и НМЦК (ч. 18 ст. 34 — нужно прописать в документации), пример: НМЦК 100 000 руб. за 10 шт. (цена 1 шт. = 10 000 руб.); цена победителя — 80 000 руб. за 10 шт. (1 шт. = 8000 руб.); согласовываем изменение в переписке и при заключении в контракте пишем — 96 000 руб. за 12 шт. (80 000 руб. + еще 2 шт. по 8000 руб.).

2. Если аукцион (на понижение) переходит в редукцион (на повышение). В законе возможность изменения прямо не прописана, но контрольные органы обычно не придираются, т. к. объективно понятно, что контракт нужно менять. Да и ч. 1 ст. 34 относительно подходит, т. к. участник фактически в заявке предлагает заплатить заказчику. В первую очередь нужно исправить, что не заказчик платит поставщику, а наоборот. Плюс можно убрать штраф за просрочку оплаты для заказчика.

3. Если закупка не состоялась, т. к. была подана или допущена только одна заявка. В этом случае контракт заключается по НМЦК, но, как правило, всем заказчикам очень-очень настоятельно рекомендуют письменно предлагать единственному поставщику снизить цену. Поставщик вправе согласиться или нет. Если соглашается, то заказчик направляет документ на подпись уже с новой (меньшей) ценой.

4.Заказчик совершает меньшее нарушение (вносит изменения в документ), чтобы не допустить большего нарушения (устраняет свое другое нарушение). Например, аукцион на поставку бумаги, а в проекте (забыли поправить) — поставка мебели. Понятно, что мебель взамен бумаги купить нельзя, поэтому на стадии заключения заказчик правит контракт. Другой пример — поставка в 2019 году, а срок действия — до 31.12.2018 (опять забыли поправить).

5. По предписанию УФАС. Бывает такое, что уже на стадии заключения контракта идет жалоба в УФАС и нарушения в проекте договора есть, но на итоги закупки они не влияют. В этом случае заказчик может заявить ходатайство в УФАС, чтобы те признали факт нарушения и выдали предписание на изменение текста договора при его направлении поставщику на подпись.

Пункты 4 и 5 — это фактически нарушение, и штраф за это нарушение для заказчика вполне возможен.

Как изменить контракт через протокол разногласий

Протокол разногласий не является 6-ым исключением по изменению контракта! Протокол прописан для тех случаев, когда направленный поставщику документ не соответствует базовому правилу ч. 1 ст. 34 (либо не соответствует документации либо заявке участника). Поэтому если участник, к примеру, хочет протоколом добавить что-то, чего изначально в документации и заявке не было, заказчик по умолчанию должен отказать (хотя тут тоже встречаются исключения, но более частные).

Когда еще можно изменять госконтракт

    Самое основное — важно не путать:

  • есть заключение госконтракта и изменение его условий на этой стадии (это в основном ст. 34);
  • есть исполнение госконтракта и изменение его условий уже на этой стадии (это в основном ст. 95).

Пример: на стадии заключения договора нельзя уменьшить его цену, если было несколько участников торгов. Поэтому подписываем как есть, а потом по ч. 1 ст. 95 уменьшаем цену. После подписания договора увеличить количество товара и цену на разницу цены участника и НМЦК нельзя, а на стадии заключения — можно. Естественно, если упомянутые случаи были прописаны в документации.

Госконтракт

Госзаказчики вправе указывать в проекте контракта цену с НДС. Это не нарушает прав участников, применяющих УСН: обязанность исчислить и уплатить НДС у них возникнет только в том случае, если они сами выставят счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога.

Источник:
Навигатор контрактной системы

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.