Обзор новостей на 07.02.2020

 

Новый порядок отбора операторов питания в общеобразовательных школах с помощью родителей, введенный мэром Ульяновска, управление ФАС по Ульяновской области признало нарушающим антимонопольное законодательство, ограничивающим и устраняющим конкуренцию на товарном рынке. Нарушающим антимонопольное законодательство назван сам принцип отбора через голосование родителей. Школам дано предписание аннулировать отборы. В управлении образования администрации Ульяновска настаивают, что родительский метод необходимо сохранить, но надеются, что обойдется без судебной тяжбы.

Управление ФАС по Ульяновской области, рассмотрев заявление Мордовской кейтеринговой компании (МКК, ООО) о нарушении антимонопольного законодательства организаторами торгов 16 школами Ульяновска, согласилось со всеми доводами заявителя и признало новый порядок отбора операторов питания для общеобразовательных школ Ульяновска нарушающим антимонопольное законодательство. «Определение оператора питания обучающихся осуществляется неконкурентным способом, а к претендентам предъявляются необоснованные требования в отсутствие каких-либо критериев оценки претендентов, что может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке»,— отмечается в сообщении УФАС.

Раньше операторов питания для общеобразовательных школ Ульяновска отбирали по конкурсу в соответствии с 44ФЗ, с размещением информации на сайте госзакупок. Эксперты отмечали, что этот метод коррумпирован и не обеспечивает должного качества питания в детских садах и школах. После 2015 года контракты заключались уже на пять лет на основании решения конкурсной комиссии организатора торгов в соответствии с постановлением мэра Ульяновска № 7804 (от 29.12.2014). Последний договорный период заканчивается в мае этого года. Теперь система отбора изменилась принципиально. 28 ноября 2019 года постановлением главы Ульяновска № 2396 была введена новая система отбора операторов соцпитания — комиссия школы проводит предварительный отбор с особыми требованиями, без учета цены услуги, а потом родителям предлагают проголосовать за принятых к отбору операторов. С победителем, набравшим более 51% голосов, заключается контракт на 15 лет, при этом расплачиваться с операторами будет уже не школа, а сами родители.

Решение комиссии УФАС еще не вывешено на сайте, однако на запрос „Ъ“ в ведомстве ответили, что комиссия подтвердила все доводы заявителя. Так, к примеру, обязательным условием для претендента было наличие у него не менее 50 поваров, но, отмечают в УФАС, обоснование и расчеты численности школы не представили, такое требование «не подтверждается реальной потребностью образовательного учреждения» и ограничивает возможность участия в отборе тех, кто готов работать на одну школу. Комиссия также отметила, что установленный 15летний срок контракта ведет к ограничению конкуренции, так же оценивает УФАС и дополнительные требования по оборудованию и транспорту.

Кроме того, комиссия УФАС признала ограничивающим конкуренцию главный принцип новой системы отбора — голосование родителей. В ведомстве отмечают, что «документация об отборе не содержит критериев отбора», «в связи с чем получается, что отбор должен осуществляться родителями исходя только из наименования, т.к. до родителей доводится лишь перечень допущенных претендентов».

Признав действия организаторов отборов нарушающими требования ч. 1 ст. 17 закона «О защите конкуренции», УФАС направила школам предписания об аннулировании торгов.

Будет ли мэрия оспаривать выводы УФАС, пока неизвестно. Руководитель управления образования Ульяновска Светлана Куликова отмечает, что решение будет принято после получения официального документа от УФАС, и «поскольку сами отборы даже если где-то и состоялись, но голосования родителей еще не было, есть время все исправить». При этом госпожа Куликова, отмечая, что «к постановлению главы претензий у УФАС нет», настаивает, что главный принцип, прописанный в постановлении, когда оператора выбирают родители, необходимо сохранить: «Это единственный опыт по стране, когда родители вместе с образовательной организацией имеют право выбрать оператора питания. И это хорошо. За нарушения конкурентных условий надо наказывать, но принцип, что выбирать должны родители, должен остаться обязательно».

Компания «Альтернатива», претендующая на заключение договора с указанными школами, надеется, что замечания будут устранены и принятая система отбора сохранится. «Источником финансирования здесь являются родительские средства, контрактная система здесь не работает, и я удивлен, причем здесь ФАС и его решение»,— сказал директор «Альтернативы» Андрей Толмачев, заметив, что для него «более правильный и удобный вариант, когда решение принимают родители и когда договоры долгосрочные».

«Конечно, юристы еще посмотрят, насколько все это обоснованно. Здесь ведь операторов подбираем не мы, а родительские комитеты и преподавательский коллектив. Родители говорят, что система их удовлетворяет. А для нас главное, чтобы нравилось детям и родителям, ну и чтобы было по закону»,— сказал по поводу решения УФАС глава Ульяновска Сергей Панчин.

 

Источник: Коммерсантъ

 

Проект Приказа Министерства финансов РФ “О порядке согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)”

Министерство в соответствии с ч. 3 ст 84 Закона N 44-ФЗ подготовило проект правил согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее Правила), которые должны прийти на смену Порядку, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189 (далее – Приказ N 189).

В частности, в соответствии с проектом Правил порядок согласования антимонопольным органом применения закрытого способа закупки будет применяться в случае проведения закрытых:

– конкурса;

– конкурса с ограниченным участием;

– двухэтапного конкурса;

– аукциона;

– конкурса в электронной форме;

– конкурса с ограниченным участием в электронной форме;

– двухэтапного конкурса в электронной форме;

– аукциона в электронной форме.

Предполагается, что для получения необходимого согласования заказчики должны будут сформировать и направить соответствующее обращение в антимонопольный орган по утвержденной форме. Правила также содержат порядок заполнения указанного обращения и перечень прилагаемых к нему информации и документов.

Обращение направляется на бумажном носителе в одном экземпляре и при наличии технической возможности – на съемном машинном носителе информации. Соответствующее решение по итогам рассмотрения обращения антимонопольный орган должен принять в течение 10 рабочих дней со дня его поступления.

Согласно проекту приказа об утверждении Правил, в случае утверждения документ вступает в силу с 1 июля 2020 года, но не ранее признания утратившим силу Приказа N 189.

 

Источник: Гарант

 

Чем будут грозить неверный выбор способа закупки и нарушения в согласовании закупки

Здесь обошлось без радикальных перемен. Часть 1 ст. 28.1 проекта нового КоАП объединила все случаи неправильного выбора способа закупки. При этом вместо конкретной суммы штрафа предусмотрели диапазон: в новой редакции он составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Та же ответственность наступит в случае проведения закупки у единственного поставщика без согласования, если оно было необходимо, или в ситуации, когда закупку согласовали с нарушениями.

Как будут штрафовать за нарушение сроков и порядка размещения и направления сведений в госзакупках

Если нарушить срок размещения или направления информации и документов, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб., юрлиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Для должностных лиц предусмотрят возможность обойтись предупреждением. Аналогичным образом накажут за размещение или направление сведений в случаях, когда по Закону N 44-ФЗ этого делать было не нужно.

За нарушение порядка размещения или направления сведений, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, должностным лицам придется заплатить штраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а юрлицам – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Такие же санкции установят за неразмещение (ненаправление) нужных данных.

Размер штрафа за перечисленные нарушения будет зависеть не от способа закупки и продолжительности просрочки (как сейчас), а от того, повлияло ли нарушение на срок подачи заявок или срок отмены определения поставщика. Если сократится срок подачи заявок или нарушится срок отмены закупки, штраф для должностных лиц будет выше: 30 тыс. руб.

Как накажут за ошибки в формировании документов о закупке

Должностных лиц смогут оштрафовать на сумму от 3 тыс. до 10 тыс. руб. за следующие нарушения:

– положения в документах о закупке, нарушающие Закон N 44-ФЗ, или отсутствие нужных положений;

– несоблюдение порядка формирования таких документов;

– нарушение сроков их формирования;

– несоблюдение требований к содержанию этих документов.

За эти нарушения планируют предусмотреть возможность выдать предупреждение.

Ответственность будет строже, если в результате перечисленных действий неправомерно отклонили заявку или ее было невозможно подать, а также если победителя закупки определили с нарушениями. В таком случае штраф составит 1% от НМЦК, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.

Полагаем, что в понятие “документы о закупке” в проекте нового КоАП входит не только документация о закупке, но и другие документы, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, например план-график, протоколы комиссий. Специальные нормы, устанавливающие ответственность за формирование этих документов с нарушениями, в проекте отсутствуют.

Как члены комиссии ответят за нарушения

Ответственность членов комиссии за решения, принятые с нарушением Закона N 44-ФЗ, а также за несоблюдение порядка вскрытия конвертов с заявками, сделают одинаковой для всех видов закупок. Она составит 1% от НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. Также нарушитель сможет получить предупреждение вместо штрафа.

Как изменится ответственность за нарушение порядка и сроков возврата денежных средств

Планируют обобщить составы таких нарушений и убрать зависимость степени ответственности от продолжительности просрочки.

За нарушение правил возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или исполнения контракта, должностное лицо предлагают штрафовать на сумму от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Какие положения останутся прежними

Не планируют менять ответственность за следующие нарушения:

– закупка у СМП и СОНКО в недостаточном объеме;

– ненаправление или несвоевременное направление сведений для включения в РНП или реестры контрактов, а также направление недостоверных сведений;

– нарушение порядка заключения контракта;

– нарушения порядка и срока оплаты по контракту.

 

Источник: Консультант

 

Какие появятся новые поводы для штрафов

Проект нового КоАП предусматривает больше составов правонарушений для закупок по Закону N 223-ФЗ. В основном они сравнимы с аналогичными по госзакупкам.

Так, должностных лиц собираются штрафовать за следующие нарушения:

– недостаточный объем закупок у СМСП;

– ненаправление или несвоевременное направление сведений для включения в реестр договоров, а также предоставление недостоверных сведений;

– нарушение сроков и порядка заключения договора;

– отказ от заключения договора с нарушением требований Закона N 223-ФЗ;

– нарушение срока и порядка оплаты по договору, в т.ч. неисполнение обязанности по авансированию.

Как изменятся остальные положения

Штрафовать предлагают за любой неверный выбор способа закупки, а не только за непроведение электронной процедуры, если она была предусмотрена Законом N 223-ФЗ.

В отношении размещения или направления сведений нарушением признают любое несоблюдение установленного порядка, а не только неразмещение (ненаправление) и нарушение сроков. В эту категорию отнесли и нарушение сроков размещения изменений, которые вносятся в положения о закупках. Таким образом, штраф для должностного лица за подобное нарушение будет меньше: от 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Кроме того, разработчики предусмотрели более строгое наказание для случаев, когда из-за перечисленных ошибок сократится срок подачи заявок или будет нарушен срок отмены закупки. В этом случае штраф для должностного лица составит 30 тыс. руб.

 

Источник: Консультант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.