Обзор новостей на 06.10.2021

 

Контракт, предметом которого является строительство, расторгнут в одностороннем порядке заказчиком (соответствующее решение принято и вступило в силу). По контракту составлялись промежуточные акты приемки формы КС-2.

Обязан ли заказчик требовать от подрядчика предоставления обеспечения гарантийных обязательств по такому контракту после вступления в силу решения об одностороннем расторжении и в каком размере? Должен ли заказчик требовать предоставления гарантийных обязательств по контракту в случае расторжения контракта по соглашению сторон до подписания такого соглашения?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае заказчик должен потребовать предоставления обеспечения гарантийных обязательств в полном размере после вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

 

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, если условиями контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, то при исполнении контракта контрагент обязан исполнить требования, предусмотренные контрактом и положениями Закона N 44-ФЗ, а также предоставить обеспечение гарантийных обязательств (смотрите аналогичный вывод в письме Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18332).

В ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств для случая исполнения обязательств по контракту в соответствии с его условиями, в соответствии с которым если в контракте предусмотрено условие обеспечения гарантийных обязательств, а исполнитель его не предоставил, заказчик не должен подписывать итоговый документ о приемке и оплачивать исполнение. Каких-либо требований, указаний о порядке предоставления обеспечения гарантийных обязательств в случаях, когда действие контракта прекращается до момента исполнения всех обязательств, следующих из него, Закон N 44-ФЗ не содержит. Вместе с тем сказанное, на наш взгляд, не означает, что прекращение действия контракта до подписания итогового документа о приемке исполненного по контракту подразумевает потери силы условия контракта о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств.

Из ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), следует, что односторонний отказ от исполнения договора является формой его расторжения. При этом согласно п. 2 ст. 453 при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 “О последствиях расторжения договора” разъяснено, что по смыслу п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора. Вместе с тем условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора, сохраняют свое действие и после расторжения договора, если иное не установлено соглашением сторон. Иными словами, закон не исключает сохранение тех обязательств сторон, которые связаны не с исполнением обязательств, составляющих предмет договора (в данном случае – выполнения строительных работ), в дальнейшем, а с уже полученным до расторжения договора исполнением. Гарантийные обязательства подрядчика в любом случае являются частью его обязательств по договору, которые сохраняются и после прекращения действия договора, в подразумеваемой законом нормальной ситуации – после прекращения договора вследствие исполнения всех установленных им обязательств надлежащим исполнением (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1, п. 1 ст. 408 ГК РФ). Представляется очевидным, что это должно относиться и к случаю, когда надлежащее исполнение принято частично – качество принятого частичного исполнения контракта в любом случае должно удовлетворять кредитора необходимое время (в течение гарантийного срока, срока годности и пр.).

Соответственно, даже если договор подряда расторгнут, то гарантийные обязательства подрядчика сохраняются (если иное не установлено соглашением сторон) в отношении уже выполненного объема работ при условии, что к этой части работ могут применяться понятия качества и гарантийного срока. Аналогичный вывод содержится в постановлении АС Северо-Западного округа от 20.12.2019 N Ф07-12973/19.

Поскольку предыдущий вывод носит общий характер, то есть сделан относительно любого расторжения договора (контракта), очевидно, что он относится и к случаю одностороннего отказа от исполнения контракта и к случаю его расторжения по соглашению сторон.

Таким образом, само по себе расторжение контракта как путем одностороннего отказа заказчика от его исполнения, так и по соглашению сторон, не освобождает подрядчика от обязанности предоставления обеспечения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

Из сказанного выше следует, что остается в силе после прекращения действия договора (контракта) и предусмотренный сделкой механизм реализации гарантийных правоотношений сторон. При этом следует учитывать, что Закон N 44-ФЗ не предусматривает уменьшение размера обеспечения гарантийных обязательств исходя из объема выполненных поставщиком обязательств по контракту. Следовательно, обеспечение гарантийных обязательств должно быть предоставлено поставщиком в полном объеме, указанном в контракте, на срок действия гарантийных обязательств, которые успели возникнуть. Что касается вопроса о сроке предоставления суммы обеспечения гарантийных обязательств, отметим, что поскольку Закон 44-ФЗ не содержит прямого указания об определении такого срока в случаях, отличных от того, что прямо урегулирован ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, заказчику следует требовать предоставления обеспечения гарантийных обязательств в полном размере после вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключения дополнительного соглашения о расторжении контракта.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

Специалисты Минпромторга дали одно из первых разъяснений по новым правилам ограничения допуска импортной радиоэлектронной продукции.

1. По вопросу указания совокупного количества баллов за технологические операции

Сведения о совокупном количестве баллов российской продукции вносятся в заключение о подтверждении производства, а также включаются в реестр российской промышленной продукции. Перечень заключений опубликован на официальном сайте ГИСП и доступен для скачивания.

Сведения о баллах продукции из ЕАЭС можно получить на официальном сайте Евразийской экономической комиссии в составе выписки из евразийского реестра промышленных товаров.

2. По вопросу получения разрешений на закупку иностранной радиоэлектроники

Правила и порядок выдачи разрешений на закупку иностранной радиоэлектроники Минпромторг еще не установил. Поэтому получать разрешения пока не нужно.

Заказчики должны установить ограничения допуска, даже если необходимой продукции нет в реестрах. Если заявок с российской продукцией из реестров не поступит, то заказчик может закупить радиоэлектронную продукцию импортного производства.

 

Документ: Письмо Минпромторга от 29.09.2021 № 83198/11

 

Источник: ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

 

Вопрос: Разъясните по расторжению контракта в одностороннем порядке. Подрядчика мы уведомили, письмо получил, отметка у нас есть. Когда мы направляем документы в УФАС?

 

Ответ: В течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта.

 

В соответствии с ч.12 ст.95 Закона №44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия необходимо разместить в ЕИС. Эта же норма устанавливает, что датой надлежащего уведомления контрагента признается:

– дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления либо

– дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, либо

– дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (при невозможности получения указанных подтверждения либо информации).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Но, в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении контрагент устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения и компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (если такая экспертиза проводилась).

Информация о расторжении контракта направляется в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта (п.11 ч.2, ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).

Согласно ч. 16 ст. 95 и ч.2 ст.104 Закона N 44-ФЗ информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с ч.4 ст.104 Закона №44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации о поставщике в РНП не позднее чем через три рабочих дня с даты расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта. Обращение формируется по форме, приведенной в Приложении N 1 к Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (утвержд. ПП РФ от 30 июня 2021 г. N 1078).

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.