Обзор новостей на 03.11.2020
Ведомство сообщило о поэтапном переходе на обязательное использование при закупках лекарств единого структурированного справочника-каталога лекарственных препаратов для медицинского применения.
Часть заказчиков уже начала размещать информацию в ЕИС с помощью справочника (без возможности ввести данные в ручном режиме). Если нужной позиции в справочнике не было, приходилось обращаться в службу технической поддержки ЕИС, чтобы точечно разместить данные вручную и дополнить справочник.
Сведения из справочника необходимо использовать на разных этапах проведения закупки:
– в ходе подготовки документации о закупке – для расчета НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара;
– на этапе заключения и исполнения контракта – при применении формы типового контракта на поставку лекарственных средств и направлении сведений в реестр контрактов.
Всех участников следующего этапа перехода на обязательное использование справочника Минздрав информирует дополнительно, а также проводит обучение совместно с Федеральным казначейством.
Документ: Письмо Минздрава России от 09.09.2020 N 18-2/И/2-13005
Источник: ГК Земля-СЕРВИС
Благотворительный фонд предоставляет бюджетному учреждению пожертвование в форме оплаты товарно-материальных ценностей непосредственно поставщику. Процедура оформляется следующими договорами: договор купли-продажи, в котором сторонами выступают поставщик и бюджетное учреждение в качестве покупателя (в договоре указывается, что плательщиком является благотворительный фонд); договор о пожертвовании между фондом (благотворителем) и бюджетным учреждением (благополучателем), в котором предметом договора выступает благотворительное пожертвование в форме оплаты товарно-материальных ценностей в ассортименте и количестве согласно договору купли-продажи между поставщиком и бюджетным учреждением.
Нужно ли проводить закупку по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации упомянутый в вопросе договор купли-продажи должен быть заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, обязанность оплатить товары по нему возникает именно у заказчика – бюджетного учреждения. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьими лицами, в том числе благотворителем.
Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных данным законом контрактов, к числу которых относятся гражданско-правовые договоры (контракты), заключаемые бюджетными учреждениями (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения, являясь заказчиками (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), по общему правилу осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, которой предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Напомним, что под закупкой товара, работы, услуги в Законе N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента – это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершая заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Как мы ранее отметили, контракт, заключаемый бюджетным учреждением, является гражданско-правовым договором (п. 8.1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), и к нему применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Сторонами в обязательстве, в том числе возникшем из договора, являются должник и кредитор (п.п. 1, 2 ст. 307, п.п. 1, 2 ст. 308 ГК РФ). По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон.
Сказанное означает, что даже если в упомянутом в вопросе договоре (контракте) поставки товара будет указано, что оплата товара будет производиться третьим лицом (благотворителем), который не является стороной контракта, заказчиком по такому контракту и лицом, обязанным произвести оплату, останется бюджетное учреждение и у поставщика будет право предъявить требование об оплате товара к данному учреждению*(1). Сказанное подтверждает судебная практика (постановление Восемнадцатого ААС от 28.02.2019 N 18АП-1646/19, постановление Девятого ААС от 19.02.2019 N 09АП-51552/18). В связи с чем мы полагаем, что подобная закупка должна производиться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения трехстороннего контракта с условием об оплате лицом, не являющимся заказчиком (письмо Минфина России от 21.11.2019 N 24-03-07/90032, письмо Министерства экономического развития РФ от 14.06.2016 N Д28и-1614 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ”). Соответственно, благотворитель не может быть наряду с заказчиком стороной упомянутого в вопросе контракта.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с Законом N 44-ФЗ контракта, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности, при просрочке исполнения должником денежного обязательства кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник такое исполнение на третье лицо не возлагал (п. 2 ст. 313 ГК РФ). В остальных случаях кредитор, хотя и не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника.
Следовательно, третье лицо (в том числе и благотворитель) может по своей инициативе исполнить имеющееся у учреждения обязательство перед поставщиком по оплате товаров путем внесения (перечисления) поставщику соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность учреждения по оплате товаров будет считаться прекратившейся. Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 27.05.2015 N Ф08-3198/15, Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7641/14, постановление АС Уральского округа от 04.06.2019 N Ф09-2275/19 по делу N А50-16460/2018). Такая оплата может производиться и в силу договора пожертвования (постановление АС Уральского округа от 09.08.2018 N Ф09-3079/18 по делу N А50-9583/2017, постановление АС Уральского округа от 02.03.2018 3Ф09-4239/17 по делу N А50-20783/2016, постановление Семнадцатого ААС от 09.04.2018 N 17АП-2532/18). Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц (постановление Пятнадцатого ААС от 13.06.2018 N 15АП-7566/18). Однако подчеркнем, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком.
Таким образом, в приведенной ситуации упомянутый в вопросе договор должен быть заключен в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, однако обязанность оплатить товары по нему может быть исполнена за заказчика благотворителем.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
Источник: Гарант
Минпромторг РФ предлагает скорректировать перечень промышленной продукции иностранного производства (не распространяется на продукцию из стран ЕАЭС), на госзакупки которой веден запрет, следует из проекта правительственного постановления, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
Сам документ предусматривает временное (до конца 2021 года) включение в “запретный” перечень еще несколько видов медицинской продукции. Это, в том числе, медицинские маски, аппараты дыхательные автономные, одежда защитная огнестойкая.
Необходимость включения медицинских масок в названный перечень Минпромторг объясняет тем, что в течение текущего года производство таких масок на российских предприятиях увеличено с 600 тыс. масок в сутки до 21 млн масок в сутки (число производителей увеличилось с 26 до 85 организаций). При этом среднесуточная потребность в медицинских масках населения России и организаций оценивается в 10,8 млн масок.
В то же время, по данным производителей, общая сумма остатков на складах составляет около 141 млн медицинских масок, а некоторые предприятия вынуждены прекратить производство в связи с отсутствием спроса. Так, в материалах Минпромторга отмечается, что за I половину текущего года объем госзакупок медицинских масок составил 378 млн штук, что составляет около 10% объема российского рынка медицинских масок.
“По оценкам экспертов, более 80% указанного спроса было удовлетворено товарами из стран Юго-Восточной Азии”, – подчеркивается в материалах министерства.
Минпромторг отмечает также, что более 80% объема госзакупок медицинских масок в 2020 году пришлось на поставщиков, не являющихся производителями – большую часть государственных контрактов на поставку отечественных медицинских масок исполняют перекупщики. “Вследствие чего ограничение доступа товаров из иностранных государств на указанный рынок приведет только к изменению номенклатуры поставляемых перекупщиками товаров и увеличению доли продукции российского происхождения”, – считают в министерстве.
Еще одно предложение Минпромторга предусматривает, что госзаказчики не смогут в рамках одной закупки приобретать медицинские маски и другие отдельные виды промышленных товаров. “Практика объединения в один лот различных видов товаров, в том числе медицинских масок с другими видами товаров и услуг, приводит к существенному сокращению количества участников закупок, ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств”, – говорится в пояснительной записке.
Как сообщалось, запрет на закупку госзаказчиками отдельных видов импортной промышленной продукции, включенной в соответствующий перечень, был введен правительственным постановлением (№616) в апреле текущего года. Этим документом было установлено, что подтверждением производства той или иной продукции на территории РФ или стран ЕАЭС является включение сведений о такой продукции в реестры промышленной продукции, произведенной, соответственно, на территории РФ и стран ЕАЭС.
За формирование и ведение этих реестров отвечает Минпромторг. Реестр промпродукции российского производства уже запущен министерством. Реестр промпродукции производства стран ЕАЭС планируется запустить до конца текущего года.
Также с принятием этого постановления свою силу утратили более 10 других правительственных постановлений, которые в разное время регламентировали запреты на закупку госзаказчиками импортных товаров, работ, услуг. Речь идет, например, о постановлениях об установлении запретов на закупку отдельных видов товаров машиностроения, товаров легкой промышленности, отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности и других.
Запрет на закупку продукции иностранного производства является одним из трех основных механизмов импортозамещения, используемых в рамках госзакупок и закупок госкомпаний. Помимо запрета используется также правило “третий лишний” (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских) и предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах. При этом порядок их применения установлен десятком нормативных правовых актов, положения которых распространяются на перечень товаров, утвержденный Минфином (более 90 номенклатурных позиций).
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.