Обзор новостей на 01.10.2019
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращения по вопросам о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части требований к предоставлению обеспечения гарантийного обязательства, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее – гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Таким образом, установление требований к гарантийным обязательствам, расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, является правом заказчика, а не обязанностью.
Частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает условия исполнения контракта, в том числе, в случае необходимости, гарантийные обязательства.
При этом, согласно части 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного отмечаем, что в случае если условиями контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, то при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан исполнить требования, предусмотренные контрактом и положениями Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств.
При этом согласно части 7.1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом N 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Также отмечаем, что согласно части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, с учетом того, что Законом N 44-ФЗ не установлено иных требований к сроку действия банковской гарантии, срок действия банковской гарантии, предоставленной для обеспечения гарантийных обязательств должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения гарантийных обязательств не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.
Также необходимо отметить, что согласно части 7 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Таким образом, возможность уменьшения размера обеспечения контракта, предусмотренная частями 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ на обеспечение гарантийных обязательств не распространяется.
Заместитель директора Департамента
Д.А. Готовцев
Источник: Гарант
31 мая 2019 года по итогам электронного аукциона был заключен контракт на выполнение работ по реконструкции здания. Срок завершения работ по вышеуказанному контракту – 05.09.2019. Подрядчик не успеет выполнить работу в срок, так как времени почти не остается. Подрядчик вынужден приостановить работы в связи с необходимостью выполнения дополнительных работ иными подрядчиками, без выполнения которых дальнейшее исполнение контракта невозможно. Исполнение контракта обеспечено предоставлением банковской гарантии, срок действия которой превышает срок исполнения обязательств, с учетом заключения дополнительного соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Возможно ли согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменить срок исполнения контракта в связи с невозможностью выполнения работ подрядчиком в установленный контрактом срок (то есть по вине подрядчика)?
Если происходит внесение изменений в контракт на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, дополнительное соглашение может быть подписано на любом этапе выполнения работ или только после истечения обозначенного срока выполнения работ (с 06.09.2019)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае стороны вправе заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения контракта независимо от того, что контракт заключен до 1 июля 2019 года. Такое соглашение целесообразно заключить либо в день истечения срока исполнения обязательств подрядчиком, либо после данного дня; при этом если в приведенной ситуации продления срока исполнения контракта происходит по вине подрядчика, заключение данного соглашения возможно только при условии уплаты подрядчиком суммы неустойки, предъявленной заказчиком.
Обоснование позиции:
На основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), стороны вправе продлить срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции здания на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, если по не зависящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность исполнения контракта, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика он не исполнен в установленный в контракте срок. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с данным законом обеспечения исполнения контракта.
Ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ, в соответствии с которым ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ была дополнена п. 9, не ограничена возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в отношении контрактов, заключенных до момента вступления указанного закона в силу, равно как не обусловлена возможность применения данного пункта наличием в документации о закупке и (или) контракте условия о возможности подобных изменений (сравните, например, п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Поэтому полагаем очевидным, что к данной норме должны применяться общие правила, установленные Гражданским кодексом РФ, на нормах которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), о действии гражданского законодательства во времени: в силу п. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Соответственно, если обстоятельства, являющиеся основанием для изменения контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, складываются после его вступления в силу, контракт может быть изменен на основании этого пункта.
Таким образом, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть изменен срок исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства, заключенного до даты вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ – 1 июля 2019 года.
Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика – только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту можно заключить только после окончания срока выполнения работ либо в последний день, когда станет очевидно, что контракт уже не исполнен в изначально установленный им срок. При этом если в приведенной ситуации продление срока исполнения контракта происходит по вине подрядчика, заключение данного соглашения возможно только при условии уплаты подрядчиком суммы неустойки, предъявленной заказчиком.
Однако следует заметить, что буквальное прочтение приведенной нормы делает ее реализацию на практике чрезвычайно затруднительной и, кроме того, по нашему мнению, противоречит логике хозяйственной деятельности.
На наш взгляд, в данном случае возможно применение норм гражданского законодательства по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Полагаем, что логически должно быть верно и обратное – если в силу того, что выполнение работ, виды и объемы которых изменились по согласованию сторон, в изначально установленные сроки явно невозможно, а заказчик не согласовывает новые сроки их выполнения – подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта (по аналогии со ст. 719 ГК РФ).
Полагаем, на наш взгляд, стороны, руководствуясь логикой и положениями гражданского законодательства, вправе заключить соглашение о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в момент, когда станет очевидно, что работы, предусмотренные контрактом, не будут выполнены в срок и будет ясно, на какой срок в связи с этим требуется продлить срок исполнения контракта. При этом дожидаться истечения срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не обязательно.
Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют. Поэтому не исключено, что “досрочное” заключение соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет признано неправомерным.
Источник: Гарант
Победителю электронного аукциона на приобретение квартиры был направлен для подписания проект контракта. Заказчик включил в него информацию, представленную в заявке. На этапе подписания победитель обнаружил опечатку: номер квартиры в заявке был указан неверно. Он направил протокол разногласий, в котором просил заказчика исправить ошибку и указать корректный номер квартиры. Однако ему отказали, сославшись на то, что такие действия нарушают Закон № 44-ФЗ.
Проект контракта не был подписан в срок, участник признан уклонившимся от заключения контракта. Комиссия УФАС приняла решение включить сведения о нем в РНП.
Решение контрольного органа было оспорено в суде. В подтверждение добросовестности участник указывал на следующее:
– ранее он заключал аналогичные контракты с заказчиком;
– в протоколе разногласий была изложена просьба скорректировать проект контракта;
– ошибочный номер квартиры был предметом иного контракта, ранее заключенного с заказчиком.
Суд пришел к выводу, что устранение опечатки в номере квартиры не изменяло по существу заявку участника. Решение УФАС признано недействительным.
Документ: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2019 по делу № А60-27427/2019
Источник: Консультант
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.