Обзор новостей на 22.09.2021

 

Победитель закупки заключил с банком договор (далее – договор) на получение обеспечительной гарантии и заплатил комиссию за ее предоставление.

Однако контролеры предписали отменить результаты закупки из-за нарушений заказчиком ее процедуры.

Победитель потребовал от банка расторгнуть договор и вернуть комиссию, поскольку контракт по итогам закупки не заключен.

Банк отказал. Суды его поддержали:

– стороны согласовали в договоре условия выдачи гарантии. В их числе уплата комиссии. Банк полостью и своевременно исполнил свои обязательства;

– гарантия и договор не признаны недействительными;

– заказчик не отказывался принять гарантию, поскольку она правильно оформлена;

– гарантия не использована для обеспечения исполнения контракта из-за предписания контролеров. Это исключило возможность заключить контракт с победителем;

– отсутствие заключенного контракта, в обеспечение которого выдавалась гарантия, не основание прекратить ее действие;

– в договоре не установлено условие вернуть комиссию, если обеспечиваемое гарантией обязательство не возникло;

– банк ни участник закупки, ни сторона по контракту. Он не имеет отношения к отмене закупки и не мог повлиять на заключение контракта;

– причинно-следственная связь между убытками победителя и действиями банка не доказана.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть пример, когда при сходных обстоятельствах победитель взыскал комиссию с заказчика. Ведь именно по его вине закупку отменили.

 

Документ: Определение ВС РФ от 13.09.2021 N 305-ЭС21-15281

 

Источник: КонсультантПлюс

 

Может ли контракт, заключенный 02.09.2021, при наличии чрезвычайной ситуации (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) распространять свое действие на отношения, возникшие с 25.08.2021, то есть раньше, чем был заключен контракт?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Включение в контракт, заключаемый на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, условия о распространении его действия на отношения сторон, возникшие до его заключения, в рассматриваемом случае не соответствуют Закону N 44-ФЗ. Легальный механизм разрешения описанной в вопросе проблемы законом не предусмотрен.

 

Обоснование вывода:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) основывается в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), а государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, к отношениям по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Из ст. 158, 420, 431 ГК РФ следует, что под договором понимается не только подписанный сторонами документ, но и соглашение, выражение сторонами общей воли, направленной на возникновение обязательств, то есть отношений, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передача имущества, выполнение работы и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ, смотрите также ст. 434 и 438 ГК РФ). Соответственно, в определенных случаях начало исполнения обязательств до формального подписания сторонами контракта свидетельствует о фактическом возникновении между сторонами договорных отношений, то есть о заключении ими договора. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). При этом стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (п. 2 ст. 425 ГК РФ). Распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения (постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 1928/05).

Отметим, что Закон N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в контракт условия п. 2 ст. 425 ГК РФ, в том числе и для случая осуществления закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако необходимо учитывать, что по смыслу ч. 1 ст. 2 этого Закона его нормы носят специальный характер по отношению к нормам ГК РФ. Это означает, что положения ГК РФ могут применяться к контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, только в том случае, если этот закон не содержит иных норм, регулирующих соответствующие отношения, или положений, исключающих возможность применения норм ГК РФ.

Из определения п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – закупка) как совокупности действий заказчика, осуществляемых в установленном Законом N 44-ФЗ порядке, следует, что заключение контракта является частью определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – “контрагент”) (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), которое, в свою очередь, является частью закупки. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента (конкурентный либо у единственного контрагента – ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. В ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ перечислены случаи, когда закупка может проводиться у единственного контрагента. Отсюда следует, что определению контрагента всегда должен предшествовать выбор способа (процедуры), посредством которого такое определение будет осуществляться. Это относится и к закупке у единственного контрагента, которому должно предшествовать определение оснований для закупки этим способом (напомним, что извещение об осуществлении закупки у единственного контрагента не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)).

В связи с чем также необходимо учитывать следующее.

Во-первых, заказчик не вправе осуществлять закупки, не предусмотренные планами-графиками, а поскольку заранее запланировать закупку у единственного контрагента по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, невозможно, то в данном случае необходимо внести в план-график изменения не позднее дня заключения контракта (п. 23 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279, письмо Минфина России от 30.04.2020 N 24-01-08/35656).

Во-вторых, до заключения контракта заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, так как в данном случае контракт должен содержать обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

В-третьих, заказчик также должен соблюдать требования к порядку такой закупки, предусмотренные чч. 2 ст. 93, ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, обязывающие заказчика совершать определенные действия информационного характера в установленные сроки после заключения контракта: не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта уведомить ФАС России как контрольный орган в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) о заключении контракта; в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта – направить сведения для включения в реестр контрактов. Невыполнение данных требований, несвоевременное выполнение влечет для заказчика и его должностных лиц административную ответственность (ч. 1 ст. 19.7.2, ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Таким образом, даже при наличии чрезвычайной ситуации в целях осуществления закупки в соответствии с требованиями п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан соблюдать вышеуказанный порядок осуществления закупки.

Кроме того, напомним, что в силу ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер (в частности, приемка товаров, работ и услуг, их оплата, применение мер ответственности и прочее), реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством. По смыслу указанной нормы исполнение контракта возможно только после его заключения в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Применительно к государственным и муниципальным заказчикам – получателям бюджетных средств дополнительное ограничение вытекает из п. 3 ст. 219 БК РФ, согласно которому такие заказчики вправе принимать на себя бюджетные обязательства только путем заключения контрактов. Следовательно, включение в контракт условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения может быть признано неправомерным. Такой подход можно обнаружить, например, в письмах Минфина России от 01.07.2019 N 24-03-07/48249, от 07.08.2017 N 24-06-01/50455, решениях УФАС по Санкт-Петербургу от 08.08.2017 N 11-203/17, от 20.06.2017 N 11-161/17, УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 03.02.2016 N 03/АМ, УФАС по Омской области от 15.09.2015 N 03-13.1/65-2015, УФАС по Мурманской области от 26.02.2015 N 06-09/РНП-51-20, постановлении Восемнадцатого ААС от 07.05.2018 N 18АП-2641/18).

Судебная практика, свидетельствующая о возможности включения в контракт, заключенный на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения, немногочисленна (постановление Восьмого ААС от 26.02.2021 N 08АП-13834/20 по делу N А81-4043/202).

В рассматриваемом случае планируется включение в контракт условия о распространении его действия на отношения сторон, возникшие не только до заключения контракта, но и до включения информации об этой закупке в план-график заказчика. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, однозначно свидетельствует о нарушении требований Закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 16 этого закона) и не позволяет включить в контракт названное условие. При этом очевидно, что само по себе включение данного условия в контракт не устраняет допущенное заказчиком нарушение и не освобождает заказчика от ответственности за осуществление закупки, не предусмотренной планом-графиком.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

Письмо Минфина России от 10 сентября 2021 г. N 24-03-08/73730

 

В подготовленном специалистами Минфина России письме, в частности, отмечается, что раздел 4 Сведений о заключенных заказчиками договорах согласно примечанию 2 приложения к Положению о размещении в ЕИС информации о закупке (утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908) предусматривает отражение информации за отчетный год накопленным итогом. Информация о закупках товаров российского происхождения в указанном разделе формируется за последний месяц календарного года, – это означает, что сведения раздела 4 формируются в январе (с 1-го до 10-го января) в составе сведений за декабрь предыдущего календарного года, поскольку декабрь является отчетным месяцем при размещении сведений в январе. При этом предусматривается включение в раздел 4 Сведений информации о договорах за весь предыдущий календарный год накопленным итогом.

Таким образом, при формировании сведений в январе 2022 года в раздел 4 Сведений включается информация суммарно за весь 2021 год.

 

Источник: Гарант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.