Обзор новостей на 14.09.2021
Письмо Минцифры России от 10 августа 2021 г. N ОП-П15-085-33604
Министерство разъяснило порядок применения сертификатов квалифицированной электронной подписи в связи с вступлением в силу с 1 января 2022 года изменений в Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ “Об электронной подписи”.
В частности, представители министерства в своем письме отметили, что квалифицированные сертификаты, созданные удостоверяющими центрами, аккредитованными после 1 июля 2020 года, можно использовать после 1 января 2022 года до окончания срока их действия. По окончании срока действия этих сертификатов юридические лица и ИП могут использовать только сертификаты, выданные удостоверяющим центром ФНС России.
При этом применение сертификатов квалифицированной электронной подписи, созданных до 1 июля 2021 года удостоверяющими центрами, не прошедшими аккредитацию по новым правилам, после 1 января 2022 года не допускается. Перечень удостоверяющих центров, не получивших аккредитацию в период с 1 июля 2021 года до 31 декабря 2021 года и деятельность которых будет прекращена, подлежит размещению на официальном сайте Минцифры России.
Также отмечается, что если сертификат создан удостоверяющим центром до 1 июля 2021 года и при этом удостоверяющий центр прошел аккредитацию до 31 декабря 2021 года, то такие сертификаты действуют до окончания срока действия сертификатов ключей проверки такой электронной подписи.
Напомним, что с 1 января 2022 года вводится новое правило, согласно которому удостоверяющие центры будут выдавать квалифицированные электронные подписи только гражданам, а юрлицам и ИП нужно будет обращаться за получением подписи в УЦ ФНС, УЦ Банка России, руководителям госорганов – в УЦ Федерального казначейства.
Источник: Гарант
Заказчику по Закону N 44-ФЗ необходимо закупить аптечки для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП и для оказания первой помощи работникам заказчика. Требования к комплектации указанных аптечек утверждены приказами Минздрава России от 08.10.2020 N 1080н и от 05.03.2011 N 169н. Данная закупка подпадает под действие приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Распространяются ли на указанную закупку требования постановлений Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 “Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и от 05.02.2015 N 102 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”? Можно ли в техническом задании о закупке аптечек привести перечни медицинских изделий из указанных приказов в виде таблиц со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты? Как проверить, входят ли в комплектацию предлагаемых к поставке аптечек медицинские изделия, соответствующие приказам Минздрава России, имеющие необходимые регистрационные удостоверения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При проведении указанной в вопросе закупки установление ограничений допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлениями N 1289 и N 102 не является правомерным. Описание объекта закупки может быть осуществлено путем перечисления в техническом задании медицинских изделий, составляющих комплектацию аптечек, в том числе со ссылкой на нормативные правовые акты, указанные в вопросе. По нашему мнению, основания для установления требования к участникам закупки о предоставлении регистрационных изделий на аптечки и их комплектующие отсутствуют.
Обоснование вывода:
В первую очередь обратим внимание, что по смыслу положений п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 “Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановление N 1289) установленные данным постановлением ограничения и условия допуска применяются исключительно в случае, если объект закупки составляет лекарственный препарат, включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – Перечень ЖНВЛП). Соответственно, в случае проведения закупки указанных в вопросе медицинских изделий основания для применения Постановления N 1289 отсутствуют в силу того обстоятельства, что объектом закупки в данном случае не является лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП (смотрите, например, решение УФАС по Челябинской области от 24.10.2018 N 661-ж/2018).
Ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (далее – Постановление N 102). Согласно п. 2 Постановления N 102 условием для применения соответствующих ограничений является в том числе включение медицинских изделий, являющихся объектом закупки, в перечень N 1 или перечень N 2, утвержденные указанным постановлением. Вместе с тем позиции, соответствующие коду ОКПД 2 21.20.24.170 “Аптечки и сумки санитарные для оказания первой помощи”, в перечне N 1 или перечне N 2 отсутствуют. Соответственно, установление ограничений допуска иностранных товаров в отношении указанных в вопросе аптечек как отдельных медицинских изделий не является правомерным (смотрите, например, решение УФАС по Новосибирской области от 25 июня 2020 г. N 054/06/31-1129/2020).
Единые требования к описанию объекта закупки в документации о закупке (далее – документация) даны в ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В указанное описание не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из ряда положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст. 12, чч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует объект закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители государственных органов (п. 4 письма Минфина России от 11.06.2020 N 24-05-08/50618, письма Минфина России от 29.11.2019 N 24-03-07/93070, от 17.03.2020 N 24-05-08/20208, письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и суды (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16). Определяя правила описания объекта закупки, Закон N 44-ФЗ не регламентирует и формирование (содержание) предмета контракта, его существенных условий, за исключением ряда обязательных требований к содержанию контракта, указанных в ст. 34 Закона N 44-ФЗ, и вытекающих из иных общих норм этого Закона.
В связи с этим необходимо учитывать также принцип свободы договора, установленный п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ. Согласно приведенным нормам стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следовательно, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик (в том числе качественных) товара (работы, услуги), в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности*(1).
Таким образом, полагаем, в приведенной в вопросе ситуации описание объекта закупки путем перечисления в техническом задании медицинских изделий, составляющих комплектацию аптечек первой помощи, в том числе со ссылкой на нормативные правовые акты, согласно которым установлены соответствующие требования к перечню медицинских изделий, включаемых в аптечки, законодательству не противоречит (смотрите также п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, решение УФАС по Владимирской области от 05.07.2021 N 033/06/67-618/2021).
Обратим внимание, что п. 3 ч. 2 ст. 51, п. 2 ч. 6 ст. 54.4, п. 3 ч. 5 ст. 66, подп. “в” п. 2 ч. 5 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ устанавливают требование о представлении участниками в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если такие требования установлены, одновременно указывая, что не допускается требовать представления таких документов, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром. В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ) на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке. Согласно п. 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. При этом по смыслу ст. 38 Закона N 323-ФЗ передача регистрационного удостоверения или его копии вместе с продаваемым медицинским изделием покупателю не предусмотрена. Таким образом, при осуществлении закупки изделий медицинского назначения заказчик вправе установить требование о представлении в составе заявки копии регистрационного удостоверения (смотрите также п. 2 письма Минфина России от 07.08.2020 N 24-02-06/69336, письмо Минфина России от 07.03.2018 N 24-02-07/15051, решение УФАС по Липецкой области от 12.05.2021 N 048/06/105-645/2021).
Вместе с тем в силу п. 5 ч. 5 ст. 38 Закона N 323-ФЗ на территории Российской Федерации не регистрируются медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий. Из этого можно сделать вывод, что в случае, если объектом закупки являются аптечки, которые сами по себе не подлежат регистрации, основания для установления требования к участникам закупки о предоставлении регистрационных изделий на указанные аптечки отсутствуют (смотрите решение УФАС по Ставропольскому краю от 26.03.2021 N 026/06/99-595/2021). Более того, мы не можем исключить подхода, в соответствии с которым, с учетом характера объекта указанной в вопросе закупки, исключается также возможность установления требования о предоставлении в составе заявок копий регистрационных удостоверений на входящие в состав аптечек медицинские изделия.
Как отмечалось, положения Закона N 323-ФЗ не предусматривают передачу регистрационного удостоверения или его копии вместе с медицинским изделием покупателю. В связи с этим представляется сомнительной возможность включения в контракт условия о предоставлении регистрационных удостоверений на комплектующие аптечек при их передаче заказчику поставщиком. В то же время нам не удалось обнаружить правоприменительной практики, где бы указанное или схожее условие рассматривалось на предмет соответствия, в частности, законодательству о защите конкуренции либо законодательству о контрактной системе*(2). Поэтому в рамках этого ответа не представляется возможным оценить правовые последствия включения подобного условия в контракт. При этом, полагаем, проверка наличия регистрационных удостоверений у входящих в комплект аптечек медицинских изделий может быть осуществлена заказчиком при проведении приемки товаров, в том числе с использованием сведений Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (чч. 10-11 ст. 38 Закона N 323-ФЗ (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
Заказчик при оценке заявок вычитал НДС из ценовых предложений участников – плательщиков этого налога. Московское УФАС посчитало такой подход дискриминационным. Участники на УСН оказывались в невыгодном положении и были вынуждены занижать цену контракта.
Суды согласились с антимонопольным органом и отметили, что заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.
Напомним, ВС РФ и ФАС России занимают аналогичную позицию.
Документ: Постановление 9-ого ААС от 23.08.2021 по делу N А40-67325/2021
Источник: КонсультантПлюс
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.