Обзор новостей на 20.01.2021

 

Заказчик отказался от исполнения контракта: внесудебная экспертиза обнаружила недостатки в выполненных работах. На претензии подрядчик не отвечал.

После расторжения контракта заказчик заключил замещающие сделки и потребовал среди прочего возместить разницу между ценой первоначального контракта и стоимостью сопоставимых работ по новым договорам.

Суды посчитали такое требование законным. Замещающие сделки на большую сумму были заключены с другими контрагентами из-за недобросовестного поведения подрядчика.

Верховный суд не стал пересматривать дело.

 

Документ: Определение ВС РФ от 30.12.2020 по делу N А33-21752/2018

 

Источник: КонсультантПлюс

 

Бюджетное учреждение в новом году в рамках малой закупки планирует приобрести модуль информационной системы. Стоимость программного обеспечения – один миллион рублей.

Можно ли воспользоваться изменениями, которые вступят в силу с 1 апреля 2021 года: осуществление закупок малого объема в электронной форме? Как правильно это сделать? В чем суть этой процедуры? В чем отличие от электронного аукциона? Предусматривает ли закон приоритет для закупок на электронной площадке среди закупок у единственного поставщика?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Вступающие в силу с 1 апреля 2021 года нормы предусматривают порядок закупки на электронной площадке именно товаров и именно у единственного поставщика, но не работ и не услуг и не каким-либо конкурентным способом.

Никакого приоритета для закупок на ЭП среди закупок у единственного поставщика закон не предусматривает. Однако такой приоритет может быть установлен подзаконными нормативными актами.

Организация сможет осуществить закупку программного обеспечения на 1 млн. руб. у единственного поставщика на электронной площадке, если общая допустимая сумма закупок на соответствующем основании будет превышать сумму такой закупки.

 

Обоснование вывода:

С 1 апреля 2021 года должны вступить в силу изменения в п.п. 4, 5 ч. 1 и новые ч.ч. 12, 13 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок закупки товара у единственного поставщика на электронной площадке (далее – ЭП) на основании вышеуказанных пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ*(1). Подчеркнем, что в законе говорится именно о закупке у единственного поставщика, хотя порядок предусматривает ряд конкурентных элементов. Однако в любом случае формально речь о введении нового конкурентного способа закупки не идет. При этом во всех указанных нормах говорится и именно и только о закупке товаров, но не работ и не услуг.

Программа для ЭВМ (программное обеспечение) является результатом интеллектуальной деятельности и объектом интеллектуальной собственности, то есть не товаром, не работой и не услугой (пп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). В рассматриваемой же ситуации, как мы понимаем, реально приобретаются права на использование программы для ЭВМ, что тем более не является товаром. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Закон N 44-ФЗ прямо регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 8, 81 ч. 1 ст. 3 этого Закона). Однако по смыслу положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ, регулирующих отдельные виды договоров, упомянутых в указанном законе (параграфы 3, 4, 7 главы 30, главы 37, 38, 39 ГК РФ, глава 34 ГК РФ и прочие), под действие Закона N 44-ФЗ подпадают любые возмездные договоры, по которым лица, именуемые в контексте норм этого Закона заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), не исключая и договоры, связанные с приобретением прав в отношении результатов интеллектуальной деятельности*(2). При этом для целей применения отдельных положений Закона N 44-ФЗ предметы этих договоров приравниваются к поставке товаров, оказанию услуг и выполнению работ.

В частности, как показывает правоприменительная практика, в целях применения положений Закона N 44-ФЗ договоры, связанные с приобретением прав в отношении результатов интеллектуальной деятельности, могут рассматриваться как договоры об оказании услуг (решение УФАС по РТ от 17.12.2014 N 285-кз/2014), как смешанные договоры, содержащие элементы лицензионного договора и договора возмездного оказания услуг (постановление Девятого ААС от 06.06.2008 N 09АП-8896/2007), и как договоры, регулирующие в том числе поставку товара, под которым могут пониматься экземпляры программного обеспечения на материальных носителях или в электронной форме (постановление Пятнадцатого ААС от 14.02.2015 N 15АП-24133/14, постановление Пятнадцатого ААС от 18.07.2014 N 15АП-5764/14).

Поэтому полагаем, что бюджетное учреждение будет враве приобрести ПО у единственного поставщика на ЭП в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при условии соблюдения всех ограничений, которые рассмотрены ниже.

Напомним, что п. 4 и (для отдельных категорий заказчиков) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по выбору заказчика в зависимости только от суммы закупки и доли в совокупном годовом объеме закупок (не выше 10% и 50 млн. руб. для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и не выше 50% и 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах, на сумму, не превышающую 600 тыс. руб. (данное ограничение не распространяется на закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства). С 1 апреля 2021 года указание относительно этого предела будет дополнено указанием “либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме”.

Полагаем, что при разработке данной формулировки допущена некоторая ошибка юридической техники: скорее всего, имеется в виду также и “в порядке, установленном указанной частью”, поскольку в принципе закупка у единственного поставщика может быть осуществлена в электронной форме, но без использования ЭП – путем обмена документами, скрепленными электронными подписями, по электронной почте. Однако на настоящий момент текст изменений п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ таких указаний не содержит.

В соответствии же с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка товара в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн. руб. Обращаем внимание, что указанные нормы не содержат оговорок и об увеличении общей суммы закупок, осуществляемых на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при закупках на ЭП. Отсюда следует, что право осуществить закупку, например, на предельную сумму закупки на ЭП – 3 млн. руб. фактически получат только те заказчики, общий лимит закупок которых по любому отдельному соответствующему пункту, исчисленный по общему правилу, превышает указанный размер.

При этом ни п.п. 4, 5 ч. 1, ни ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не содержат указаний на то, в каких случаях такие закупки должны осуществляться (помимо установления увеличенной суммы одной закупки). Соответственно, по идее, это должно оставаться на усмотрение заказчика и никакого приоритета для закупок на ЭП среди всех закупок у единственного поставщика закон не предусматривает. Однако такой приоритет может быть установлен вышеупомянутыми подзаконными нормативными актами.

Закупка у единственного поставщика на электронной площадке должна будет осуществляться в следующем порядке.

Поставщики со своей стороны формируют предварительные предложения о поставке товаров, в которых указывают наименование вида товара с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ), его товарный знак (при наличии), страну его происхождения (с документальным подтверждением при необходимости), единицу измерения товара, территорию, на которой он готов осуществить поставку товара с его доставкой заказчику, количество товара, которое он может поставить на указанной территории, сроки доставки товара на указанной территории, цену единицы товара, включающую все расходы поставщика, связанные с поставкой, включая расходы на уплату налогов и стоимость доставки, и размещают их на ЭП с указанием сроков действия таких предварительных предложений (п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Заказчики со своей стороны формируют извещения об осуществлении закупки (далее – извещение), в которых аналогичным образом описывают свои пожелания относительно поставки товара, то есть наименование товара с использованием КТРУ, страну его происхождения (с документальным подтверждением при необходимости), единицу измерения и общее количество товара, место поставки, срок поставки товара, начальную (то есть максимальную) цену единицы товара (п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Также к извещению прилагается проект контракта (п. 4 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

После размещения каждого извещения оператор каждой ЭП в течение одного часа проводит отбор предварительных предложений, размещенных на данной ЭП, которые соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Если находится не менее двух подходящих, они расцениваются как заявки, из которых поставщик отбирает не более пяти, содержащих наименьшие цены единицы товара, и направляет их заказчику вместе с идентифицирующими поставщиков документами, предусмотренными ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ (п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

После получения от оператора заявок заказчик проверяет их на соответствие требованиям извещения и отклоняет те, которые не соответствуют, после чего присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, места в порядке возрастания цены, формирует с использованием ЭП протокол подведения итогов определения поставщика и направляет его оператору ЭП, который в течение одного часа размещает его в ЕИС и на ЭП (п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Этот протокол определяет выбор поставщика, поскольку контракт заключается с поставщиком, заявке которого было присвоено первое место.

Контракт заключается в порядке, установленном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ для заключения контракта по итогам любой закупки в электронной форме, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 13 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ для заключения контракта по итогам любой закупки в электронной форме (п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). По сути это означает, что контракт заключается путем обмена электронными документами в течение двух рабочих дней: сперва заказчик в течение трех часов после размещения в ЕИС вышеназванного протокола размещает в ЕИС и на ЭП проект контракта, доработанный с использованием информации из заявки поставщика, затем поставщик на следующий рабочий день размещает в ЕИС и на ЭП проект контракта, подписанный с его стороны, и, наконец, заказчик размещает в ЕИС и на ЭП проект контракта, подписанный и с его стороны, то есть с обеих сторон. При этом формирование и размещение поставщиком протокола разногласий не допускаются.

Следует заметить, что поскольку де-юре в данном случае осуществляется закупка у единственного поставщика, а не закупка на торгах и не иным конкурентным способом, то обязанность подписания контракта не возникает ни у заказчика, ни у выбранного им поставщика. Однако если подрядчик в любом случае может отказаться от заключения контракта, просто не размещая проект контракта, подписанный со своей стороны, то в отношении заказчика закон указывает на совершение им действий по заключению контракта императивно, не оговаривая возможности заказчика отказаться от их совершения. При этом формулировка ч. 3 ст. 7.32 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта, также не делает никаких оговорок для данной ситуации.

Также отметим, что Закон N 44-ФЗ указывает, что если оператор ЭП не находит два и более предварительных предложений, соответствующих требованиям извещения, то он только уведомляет об этом заказчика, но не направляет ему заявок (п. 7 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), никак не характеризуя эту ситуацию и не предписывая заказчику совершения каких-либо действий. Равным образом никак не характеризуются ситуации, когда заказчиком были отклонены все присланные ему оператором ЭП заявки и когда поставщик, заявке которого было присвоено первое место, отказался от подписания контракта, не определяются и последствия таких ситуаций. По аналогии с указаниями относительно аналогичных ситуаций при проведении закупок конкурентными способами, полагаем, в вышеперечисленных случаях закупку следует считать несостоявшейся. При этом в отсутствие специальных указаний по данному поводу заказчику следует самостоятельно принимать решение о дальнейших действиях, исходя из фактических обстоятельств – сохранения или отпадения потребности в товаре – и руководствуясь общими принципами Закона N 44-ФЗ. При сохранении потребности заказчик может осуществить новую закупку или тем же способом, или иным, определенным в зависимости от суммы закупки и иных обстоятельств, которыми Закон N 44-ФЗ обуславливает выбор способа закупки.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

Приборы и аппаратура для телекоммуникаций по коду ОКПД2 26.51.44.000 входят и в перечень иностранной радиоэлектронной продукции с ограничением допуска, и в перечень запрещенных иностранных товаров. Применять их одновременно нельзя.

Ведомство пояснило: при закупке товаров по названному коду для государственных (муниципальных) нужд устанавливается ограничение, а для нужд обороны страны и безопасности государства — запрет.

 

Документ: Письмо Минпромторга России от 23.12.2020 N 101618/12

 

Источник: КонсультантПлюс

 

Заказчики, на которых в соответствии с п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение) распространяется обязанность осуществлять закупки у субъектов МСП, не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, должны разместить в ЕИС информацию о годовом объеме закупки, которую они обязаны осуществить у субъектов МСП.

Отдельные конкретные заказчики, входящие в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 475-р, обязаны дополнительно готовить отдельный годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Указанный отчет размещается в ЕИС также не позднее 1 февраля. Прочие заказчики такой отчет не формируют.

 

Источник: ГАРАНТ

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.