Обзор новостей на 20.10.2020

 

Письмо ФАС России от 29 сентября 2020 г. N ИА/84081/20

Представители ФАС России в своем письме, в частности, разъяснили, что окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в РНП, поскольку в силу п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Также они указали на то, что включение в РНП информации об учредителях юридического лица, которые не являются его участниками к моменту неисполнения/ненадлежащего исполнения этим юридическим лицом контракта, недопустимо.

Кроме этого, специалисты ФАС России напомнили, что для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений в ЕИС необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок.

 

Источник: Гарант

 

Поставщик поставил по контракту, заключенному в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, технику 2019 года выпуска с установленным на нее оборудованием 2018 года выпуска. Предметом контракта являлась поставка специализированного автотранспортного средства (машины для городского коммунального хозяйства). Техника исправно работает, замечаний по качеству нет. Однако в контракте было указано, что товар должен быть не ранее 2019 года выпуска. Сейчас заказчик просит заменить товар на основании того, что оборудование, установленное на коммунальную машину, ранее 2019 года выпуска.

Является ли это требование правомерным? Есть ли у поставщика возможность отказать в замене, учитывая, что сама техника 2019 года выпуска? Является ли существенным другой год выпуска отдельных частей машины?

 

К сожалению, однозначно ответить на данный вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
Прежде всего отметим, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ. Контракт, заключенный в соответствии с названным федеральным законом, является гражданско-правовым договором (п.п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к отношениям по контракту применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, которые установлены Законом N 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 ст. 469 ГК РФ установлено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (п. 1 ст. 518 ГК РФ). Это правило распространяется и на отношения по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 525 ГК РФ).

В свою очередь, п. 1 ст. 475 ГК РФ предоставляет покупателю возможность по своему выбору предъявить продавцу одно из предусмотренных этой нормой требований, в том числе о безвозмездном устранении недостатков товара в разумный срок.

Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (например, обнаружения неустранимых недостатков или недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Поставка товара ненадлежащего года выпуска в нарушение условий договора поставки может рассматриваться как нарушение договорных требований к качеству товара, что влечет за собой возникновение у покупателя права заявить одно из требований, обозначенных в ст. 475 ГК РФ, в частности, при наличии соответствующих обстоятельств, потребовать замены поставленного товара на товар, который соответствует условиям договора (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.2016 N Ф04-28785/15, апелляционное определение Мурманского областного суда от 02.10.2013 по делу N 33-3402).

Вместе с тем отметим следующее. Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае предметом контракта являлась поставка специализированного автотранспортного средства (машины для городского коммунального хозяйства). По смыслу п. 1 ст. 454 ГК РФ товаром в рамках отношений купли-продажи (поставки) является вещь, передаваемая в собственность покупателя. Год выпуска (изготовления) транспортного средства может быть подтвержден паспортом транспортного средства (п. 29 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134). Установка на автотранспортном средстве оборудования иного года выпуска сама по себе не приводит к изменению года изготовления этого транспортного средства. Поэтому, как представляется исходя из информации, содержащейся в вопросе, с формальной точки зрения нет оснований утверждать, что поставщик нарушил требование о поставке коммунальной техники не ранее 2019 года выпуска.

Однако практическое решение этого вопроса в конкретном случае зависит от многих аспектов, учесть которые в рамках настоящей консультации мы в полной мере не можем.

Так, если оборудование иного года выпуска было установлено на коммунальную технику в связи с ее ремонтом или заменой определенных элементов (деталей), то может оказаться нарушенным требование п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки (постановления АС Дальневосточного округа от 17.06.2020 N Ф03-2130/20, АС Западно-Сибирского округа от 19.01.2016 N Ф04-28785/15).

Кроме того, из условий самого контракта может следовать, что требование о поставке техники не ранее определенного года выпуска распространяется и на отдельные составные элементы (детали, узлы, механизмы) этой техники.

Наконец, в спорной ситуации может иметь значение и то обстоятельство, насколько функционирование данного оборудования влияет на работоспособность техники в целом.

При возникновении спора по этому вопросу только суд сможет учесть все обстоятельства, которые имеют значение для его разрешения, и дать им правовую оценку. Во внимание могут быть приняты условия контракта (ст. 431 ГК РФ), особенности функционирования оборудования, сроки обнаружения заказчиком недостатков и заявления требования об их устранении (ст. 513 ГК РФ), иные факторы (постановления АС Уральского округа от 18.06.2019 N Ф09-2505/18, Девятого ААС от 08.09.2020 N 09АП-34553/20).

К сожалению, материалов судебной практики, в которой рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: Гарант

 

Правительство поручило Минпромторгу согласовать с госорганами размеры квот на закупки отечественных товаров, включая радиоэлектронику, до 21 октября. В этом случае уже в 2021 году не менее 50% закупаемых электронных компонентов и 90% полупроводников и микросхем должны быть отечественными. По некоторым категориям товаров требования властей завышены или занижены, предупреждают эксперты.

Вице-премьер Юрий Борисов поручил главе Минпромторга Денису Мантурову до 21 октября согласовать с профильными ведомствами перечень товаров отечественного производства, включая радиоэлектронику, и минимальные квоты таких товаров в закупках госсектора на 2021–2023 годы, следует из письма, направленного в Минпромторг 14 октября. Оно опубликовано в Telegram-канале «Майский указ». В аппарате правительства “Ъ” подтвердили, что такое поручение дано. Проект дорабатывается с госорганами, подтвердили в Минпромторге. Минфин рассматривает предложения по размеру квот и уже направил в правительство предложения о порядке подготовки заказчиком годовых отчетов об их достижении, сообщили в ведомстве. Минэкономики направляло предложения для проекта перечня, но итоговый вариант в ведомство пока не поступал, сообщили в его пресс-службе.

О том, что Минпромторг предлагает обязать компании с госучастием выше 50% и их дочерние структуры закупать товары из реестра российской и евразийской промышленной продукции исходя из плана-графика, “Ъ” сообщал 18 августа. За невыполнение квот руководителей госкорпораций предлагается дисквалифицировать с дальнейшим запретом занимать должности (см. “Ъ” от 1 октября). Также может быть введено правило «второй лишний», по которому достаточно будет лишь одной российской заявки для отклонения иностранных предложений.

В соответствии с проектом перечня доля отечественных электронных компонентов в 2021 году должна составлять не менее 50% от совокупного годового объема закупок таких товаров. В 2022 и 2023 годах показатель должен вырасти до 90%.

В закупках полупроводниковых приборов и лазеров, микросхем и смарт-карт уже с 2021 года отечественные решения должны занимать не менее 90%. Доля отечественных кассовых терминалов и банкоматов в 2021 году должна составлять не менее 18%, а в последующие годы — 20%. В категории радиоэлектронных средств связи в 2021 году на отечественные должно приходиться 50% в закупках, а в 2022-м уже 90%, в средствах оперативно-разыскных мероприятий — 55% в 2021 году и 62% в 2022 году.

Отечественные ЭВМ и портативная компьютерная техника, в том числе ноутбуки, планшеты и смартфоны, должны занять в закупках не менее 50% с 2021 года, а в 2022 и 2023 годах — 60% и 70% соответственно. Но отдельной графой в перечень включены сотовые телефоны, по которым доля отечественных должна составлять только 1% в ближайшие три года. Граница между вычислительной и телекоммуникационной техникой размывается, и смартфоны могут проходить по двум этим категориям, поясняет исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский.

Квоты по некоторым категориям продукции нереализуемы, отмечает господин Покровский.

Так, маловероятно добиться 90% отечественных закупок микросхем в ближайший год, считает он. В то же время в категории кассовых терминалов уже и так доминируют отечественные решения, и тут квота занижена, говорит эксперт: «Если квоты будут завышены, то заказчики пойдут обходным путем подготовки “обоснований невозможности” исполнения квоты, а если занижены, то отчитываться о результатах можно будет, включая в статистику информацию о российском происхождении продукции, которую и так закупали».

Мощности российских производителей компьютерного оборудования позволяют полностью удовлетворить спрос госорганов, уверен гендиректор Национального центра информатизации ГК «Ростех» Константин Солодухин. Постепенное увеличение квот позволит получить долгосрочный гарантированный рынок, считает он: «Это важно не только для уже выпускаемой продукции, но и для изделий, которые пока в разработке».

 

Источник: Коммерсантъ

 

Программа вебинара:

● Сложные вопросы применения ПП 878;

● Порядок применения ПП 878 при «пересечении» кодов ОКПД2 с другими актами о нац.режиме;

● Сложности и нюансы применения ПП 878 в совокупности с Приказом Минфина России 126н;

● Надо ли применять ПП 878 в закупках работ и услуг;

● Как работать с единым реестром российской радиоэлектронной продукции;

● Порядок подтверждения страны происхождения по ПП 878;

● Исключения из применения ПП 878, как подготовить обоснование невозможности применения ПП 878, ошибки заказчиков;

● Порядок рассмотрения первых частей заявок при проведении электронного аукциона, сколько заявок надо рассматривать – первые 5 или все поступившие заявки: судебная практика, позиция ФАС России и Минфина России;

● Как применять Каталог ТРУ в ЕИС к закупкам радиоэлектронной продукции;

● Последняя административная и судебная практика.

 

Бесплатный вебинар, который провела 14.10.2020 эксперт компании “Персис” Юлия Сергеевна Боровых: ссылка

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.