Обзор новостей на 05.08.2020
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ
Согласно обновленной редакции ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, помимо издания нормативных правовых актов, предусматривающих запреты и ограничения допуска иностранных товаров, работ и услуг к закупкам, Правительство РФ наделено правом принимать акты, устанавливающие минимальную обязательную долю закупок российских товаров и определить перечень таких товаров.
При условии установления минимальной доли закупок российский товаров, заказчики будут обязаны ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, составлять и размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров. Если по итогам года заказчик не сможет обеспечить минимальную долю закупок указанных товаров, он будет обязан вместе с отчетом подготовить и разместить в ЕИС обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок. Требования к содержанию и форме отчета и обоснования также определит Правительство РФ.
Выполнение заказчиками новой обязанности проконтролирует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Также в соответствии с новой ч. 25 ст. 22 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ установит особенности определения НМЦК на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в КТРУ.
Указанные изменения вступят в силу 11 августа текущего года.
Источник: Гарант
6 августа вступают в силу изменения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В документе определили продукцию, к закупкам которой разрешено допускать заявки с предложениями товаров из ЕАЭС. Речь идет о товарах, относящихся к следующим кодам ОКПД2:
– 27.31 – кабели волоконно-оптические;
– 27.32 – провода и кабели электронные и электрические прочие.
Заказчик должен будет отклонить все заявки с предложениями иностранных товаров, если есть как минимум две заявки, которые одновременно:
– соответствуют извещению и документации;
– содержат предложения о поставке продукции из реестра или произведенной на территории государства-члена ЕАЭС;
– не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя или производителей, входящих в одну конкурентную группу.
Участник закупки с предложением российских товаров будет декларировать, что его продукция включена в реестр, и указывать номер реестровой записи.
Участник закупки с предложением товаров из ЕАЭС представит акт экспертизы по определению страны происхождения товара. Такой акт выдается в уполномоченном органе государства-члена ЕАЭС. В акте должна быть приведена информация о том, что сведения об оптическом волокне, используемом при производстве радиоэлектронной продукции, есть в российском реестре промпродукции.
Документ: Постановление Правительства РФ от 25.07.2020 N 1116
Источник: Консультант
Бюджетным учреждением по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, заключен государственный контракт на поставку перчаток медицинских. Срок действия контракта – до 31.12.2020. На сегодняшний день поставщик свои обязанности не исполняет, ссылаясь на то, что на территории РФ начала распространяться коронавирусная инфекция. Поставщик рассматривает пандемию коронавируса как обстоятельство непреодолимой силы и обратился к заказчику с просьбой о расторжении контракта.
Является ли распространение коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы? Как поступить заказчику по вопросу расторжения контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Распространение новой коронавирусной инфекции может быть признано обстоятельством непреодолимой силы с учетом конкретных обстоятельств. Сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства не являются основанием для расторжения контракта и освобождения поставщика от ответственности за неисполнение обязательства по поставке.
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон либо по инициативе заказчика (в судебном порядке или, если это предусмотрено контрактом, путем отказа от исполнения) в связи с нарушением поставщиком сроков поставки. Поставщик не лишен права обратиться в суд с требованием о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств.
Обоснование вывода:
По общему правилу, предусмотренному ст.ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Как показывает судебная практика, требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Поэтому не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей, рост рыночных цен на товары (смотрите п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, постановление АС Московского округа от 05.12.2019 N Ф05-20877/19 по делу N А40-5006/2019, постановление АС Центрального округа от 19.06.2017 N Ф10-2642/17 по делу N А23-7070/2016, постановление Восьмого ААС от 15.10.2015 N 08АП-8773/15, постановление Седьмого ААС от 27.07.2015 N 07АП-5547/15). Действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско-правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения (п. 5 Обзора практики Верховного Суда Чувашской Республики и Арбитражного суда Чувашской Республики от 16.08.2019, постановление АС Уральского округа от 26.06.2018 N А76-7758/2017). Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).
Следовательно, пандемия коронавирусной инфекции принципиально может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы. Однако возможность такой квалификации определяется конкретными обстоятельствами, такими как, например, сфера деятельности должника, условия осуществления этой деятельности (в том числе регион, в котором осуществляется деятельность), срок исполнения обязательства, характер неисполненного обязательства, разумность и добросовестность действий должника и т.п. Обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами власти меры по ограничению ее распространения (установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС, запрет на передвижение транспортных средств, приостановление деятельности предприятий и учреждений и т.п.), могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие указанным критериям и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства (смотрите Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.) (Вопрос 7).
Таким образом, обстоятельства непреодолимой силы, в том числе распространение коронавирусной инфекции, – это обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (смотрите также письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2020 NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20). Обстоятельства непреодолимой силы не указаны в Законе N 44-ФЗ или ГК РФ в качестве основания для одностороннего изменения условий контракта либо для отказа поставщика от исполнения контракта. Такие обстоятельства не прекращают обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали (смотрите п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).
Особенности расторжения контракта установлены ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с ч. 8 указанной статьи расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Следовательно, в приведенной ситуации стороны вправе заключить дополнительное соглашение и расторгнуть контракт без обоснования причин (смотрите в связи с этим также материал: Энциклопедия решений. Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, предусматривающего твердую цену, не в полном объеме).
В то же время в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может отказаться от исполнения контракта, если соответствующее основание для отказа предусмотрено гражданским законодательством в отношении конкретного вида договора и если возможность отказа предусмотрена самим контрактом. Так, в п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ). В п.п. 2 и 3 ст. 523 ГК РФ приведен перечень случаев, когда нарушение договора поставки предполагается существенным. В частности, к указанным случаям относятся случаи неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как видим, нарушение поставщиком сроков поставки товаров дает заказчику право на отказ от исполнения контракта, предметом которого является поставка, если право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта предусмотрено его условиями*(1). Такое право может быть реализовано заказчиком в порядке, предусмотренном ч.ч. 9-16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В силу ч.ч. 6, 7, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан направить требование об уплате неустойки. В то же время при возникновении спора по вопросу об освобождении поставщика от ответственности за непоставку товара окончательное решение в части признания распространения коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств.
Добавим, что ст. 451 ГК РФ допускает изменение или расторжение договора по соглашению сторон или, в случае недостижения такого соглашения, по решению суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении такого договора. Как указано в п. 1 этой статьи, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. По решению суда контракт в этом случае может быть расторгнут при наличии совокупности условий, перечисленных в п.п. 1-4 п. 2 ст. 451 ГК РФ. В частности, если принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ (смотрите также Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.) (Вопрос 8). Соответственно, в рассматриваемом случае поставщик не лишен права обратиться в суд с требованием о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств. Однако оценить перспективу рассмотрения такого требования судом не представляется возможным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Источник: Гарант
В системе появились 3 обновленные формы типовых контрактов:
-на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности;
-оказание услуг по диагностике, техобслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
-поставку продукции радиоэлектронной промышленности, автотранспортных средств, электронного осветительного и промышленного холодильного оборудования, а также некоторых канцпринадлежностей, мебели для офисов и предприятий торговли.
Госзаказчиков обяжут их применять с 28 августа.
Напомним, документы, регулировавшие названные правоотношения, утратили силу.
В частности, форму контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, автотранспортных средств, электронного осветительного и промышленного холодильного оборудования, а также некоторых канцпринадлежностей, мебели для офисов и предприятий торговли привели в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку от стоимости этапа контракта. Также скорректировали перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Теперь его нужно будет использовать, например, при закупке по следующим кодам:
26.2 (кроме 26.20.9) — компьютеры и периферийное оборудование;
26.4 (кроме 26.40.9) — бытовая электротехника;
26.6 (кроме 26.60.9) — медоборудование;
27.9 (кроме 27.90.9) — прочее электрооборудование.
С подробным перечнем кодов можно ознакомиться в информационной карте (приложение N 6 к приказу) типового контракта. Там же указаны коды предмета контракта по КТРУ.
Ограничений по НМЦК по-прежнему нет.
Документ: Приказ Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152
Источник: Государственный Комитет Республики Татарстан по госзакупкам
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.