Обзор новостей на 23.07.2019

Ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространяются как на договоры куплипродажи товаров, в отношении которых устанавливается ограничение допуска, так и на смешанные договоры, содержащие элементы договора купли-продажи таких товаров.

Общество обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении заказчиком оформления аукционной документации. По мнению общества, установленные в документации ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, описание объекта закупки, положения проекта контракта нарушают положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Решением антимонопольного органа заявление общества признано необоснованным.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды установили, что предметом проводимой закупки является поставка слуховых аппаратов, требования к которым установлены в техническом задании, а также оказание услуг по слуховому протезированию, в связи с чем сочли, что контракт, заключаемый по результатам проводимой закупки, является смешанным договором, в котором присутствуют элементы договора возмездного оказания услуг и договора поставки.

При этом суды отметили, что аукционная документация заказчика правомерно не содержит ссылок на постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ‒ постановление Правительства № 102), поскольку ограничения, установленные данным постановлением, распространяются исключительно на поставку медицинских изделий, а не на оказание услуг.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и удовлетворила заявление общества по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. В силу п. 4 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом № 44-ФЗ, в том числе информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона № 44-ФЗ, обозначаются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Постановлением Правительства № 102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее ‒ перечень).

К таким медицинским изделиям, согласно перечню постановления Правительства № 102 (в редакции, действующей в период проведения аукциона), относятся слуховые аппараты неимплантируемые с кодом ОКПД 26.60.14.120 по вступившему в силу ОК 034-2014, закупаемые заказчиком в рамках спорной закупки.

Суды, исходя из буквального содержания документации об аукционе и проекта контракта, правомерно установили, что предметом закупки в данном случае являются именно закупка товаров (медицинских изделий) и закупка услуг (слуховое протезирование), а проект контракта как неотъемлемая часть документации об аукционе не является договором оказания услуг, но относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи товара и возмездного оказания услуг.

В связи с тем, что в рассматриваемом случае в рамках приобретения услуг по слуховому протезированию заказчиком также планировалось осуществить в том числе и закупку медицинских изделий, извещение об аукционе и аукционная документация, в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (п. 7 ч. 5 ст. 63), должны были отражать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренные постановлением Правительства № 102.

Источник:
Закупки-информ

В соответствии с положениями ч.22 ст. Федерального закона 44-ФЗ, Правительства РФ постановлением от 02.07.2019 № 847 наделило Минздрав РФ полномочиями по установлению порядка определения НМЦК для закупок медицинских изделий.

Минздраву в 3-месячный срок предстоит утвердить порядок определения НМЦК и начальной цены единицы медицински изделий, в том числе с учетом затрат на приобретение расходных материалов и техническое обслуживание указанных изделий на период гарантийного срока их эксплуатации.

Источник:
закупки-информ

Правительство отменит прямой запрет на госзакупки иностранной продукции за исключением целей «обороны и безопасности». При этом фактически барьеры сняты не будут: речь идет о трансформации запрета в механизм ценовой преференции, где цена контракта на иностранную продукцию снижается на 15%, или же правиле «третий лишний», которое аналогично запрету, но применяется лишь когда в аукционе участвуют две российские компании.

Такие механизмы уже действуют в ряде отраслей, и сейчас правительство планирует только унифицировать правила. При этом для автопрома, в котором запрет также снимается, изменения на ситуацию не повлияют, поскольку к закупкам допускается только высоко локализованная продукция.

Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минпромторгу трансформировать «режим запретов» на госзакупки товаров иностранного производства в новые механизмы. Речь идет о продукции легпрома и автопрома, спецтехнике, трамвайных вагонах, мебели, а также программном обеспечении. Вместо прямого запрета предлагаются два варианта: правило «третий лишний» или механизм ценовой преференции. Первое уже действует, например, в фармотрасли, второй механизм — для закупок оборудования, продуктов питания и др.

В Минпромторге поясняют, что сегодня в рамках на госзакупках «заказчики и предприниматели сталкиваются с серьезными трудностями при применении механизма импортозамещения, поскольку он складывается из множества нормативных актов, устанавливающих различные подходы и порядки его использования», а поручение направлено на упрощение закупочных процедур.

Источник:
Закупки-информ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. Так, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). При этом из положений Закона N 44-ФЗ (в частности из ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона) следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. На то, что заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства, указывают представители уполномоченных государственных органов (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71) и судьи (решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16). Определяя правила описания объекта закупки, Закон N 44-ФЗ не регламентирует формирование (содержание) предмета контракта, его существенных условий. Руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным в п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ, заказчик вправе включить в проект контракта любые не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Разумеется, свобода формирования предмета закупки ограничена положениями ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), устанавливающей запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, запроса предложений. Норма ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ является специальной по отношению к положениям Закона N 44-ФЗ и должна учитываться при закупках, осуществляемых в соответствии с этим Законом.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг законом не определено. Вместе с тем, на наш взгляд, указанные в вопросе услуги, безусловно, непосредственно связаны с исполнением обязательства по поставке товара. Ни Закон N 44-ФЗ, ни ГК РФ, на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не содержат норм, которые бы запрещали предусматривать в договоре поставки обязанность поставщика по доставке и разгрузке товара. Включение в договор поставки обязательства продавца по доставке товара не только распространено на практике, такая возможность прямо предусмотрена, например, ст. 458 ГК РФ.

При этом ни один нормативный акт не указывает на то, что дополнительные обязательства поставщика по договору (контракту) на поставку товара, такие как доставка товара, его разгрузка и т.п., должны оплачиваться отдельно, и их стоимость не может включаться в предусмотренную договором цену товара. Поэтому указанное в вопросе условие не противоречит закону. То обстоятельство, что обязательства по доставке, разгрузке и т.п. являются дополнительными по отношению к обязательству по передаче товара (то есть принципиально контракт мог бы быть заключен без включения в него обязательства поставщика по доставке и разгрузке), не имеет значения. Как показывает правоприменительная практика, включение в контракт аналогичных условий является обычной практикой (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2019 г. N 14АП-3186/19, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г. N 15АП-10781/17, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 21 мая 2015 г. N 161/З-2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 марта 2017 г. N 13АП-2754/17, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2015 г. N 11АП-10103/15, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2019 г. N 21АП-201/19).

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ), в том числе заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Пунктом 1 ст. 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, заказчик обязан оплатить надлежаще исполненное по указанному в вопросе контракту по предусмотренной им цене. Неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате является основанием для взыскания с него неустойки (ч. 5 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Наличие в контракте указанного в вопросе условия не освобождает заказчика ни от обязанности оплатить исполненное в соответствии с условиями контракта, ни от ответственности за неисполнение этой обязанности.
В заключение отметим, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта (в том числе условие о цене) можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), приведен в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При описанных обстоятельствах основания для изменения приведенного в вопросе условия отсутствуют. Ответственность за неправомерное изменение условий контракта предусмотрена ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.

Источник:
Гарант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.