Обзор новостей на 20.10.2025
РФ одобрила продление переходного периода регистрации медизделий в рамках Союза.
17 октября 2025 года опубликовано распоряжение Правительства РФ № 2920-р, которым одобрено подписание Протокола о внесении изменений в Соглашение о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий в ЕАЭС. Документ предусматривает продление сроков перехода на общеевразийские правила до 2027–2028 годов.
Ключевые изменения
Согласно одобренному протоколу:
– термин «2025 год» в базовом соглашении заменяется на «2027 год»;
– термин «2026 год» — на «2028 год».
Это означает фактическое двухлетнее продление переходного периода, в течение которого допускается обращение медизделий по национальным регистрационным удостоверениям (РУ), выданным до начала действия обязательных процедур ЕАЭС.
Таким образом, до конца 2027 года сохраняется правовая возможность:
– регистрировать изделия по национальным процедурам Минздрава РФ;
– участвовать в закупках с использованием действующих национальных РУ;
– не применять единые требования к досье, этикеткам и инструкциям, установленные техническим регламентом ЕАЭС и наднациональными актами.
Регуляторная логика продления
Продление сроков обусловлено необходимостью завершения гармонизации национальных систем регулирования в странах ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан). Помимо технической адаптации, остаются вопросы цифровой инфраструктуры, правоприменительной практики и перевода производителей на новые процедуры оценки соответствия.
Ключевые цели продления:
– предотвращение правовых рисков при закупках и вводе продукции в обращение;
– обеспечение стабильности поставок в здравоохранение;
– недопущение вывода с рынка продукции, зарегистрированной по прежним требованиям.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2025 № 2920-р
С 1 ноября 2025 года вступает в силу Приказ Росгвардии от 21.08.2025 № 312, утвердивший обязательный перечень документов, необходимых для обоснования цены продукции по государственному оборонному заказу (ГОЗ).
Норма принята во исполнение подпункта «м» п. 37 Положения о госрегулировании цен на продукцию для ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465).
Что меняется
Утверждён единый комплект документов, который должны представлять подрядчики и производители при согласовании цен с Росгвардией. Требования распространяются на все методы расчёта стоимости:
– затратный;
– метод сравнительной цены;
– метод индексации базовой цены и др.
Что входит в пакет документов:
– Выписка из ТУ, ГОСТов, КД;
– Информация о соисполнителях и принципах формирования цен на их продукцию;
– Сведения о госрегистрации цен и ранее заключённых контрактах;
– Расчёты по косвенным затратам: проценты по кредитам, страхование, командировки, испытания и т.д.;
– Документы, подтверждающие учётную политику, нормы расхода, трудоёмкость;
– При сравнительном методе — анализ рыночных цен на аналогичную продукцию за 2 года.
Зачем это нужно
Цель — повысить прозрачность и обоснованность ценообразования при исполнении оборонных контрактов. Новый перечень позволит:
– сравнивать расходы разных поставщиков;
– выявлять необоснованное завышение стоимости;
– ускорить согласование цены с госзаказчиком.
Документ: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 21.08.2025 № 312
Минфин в ответе на запрос Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края напомнил заказчикам об особенностях формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при закупке промышленных товаров, включённых в приложения № 1 и № 2 к Постановлению Правительства РФ № 1875.
Согласно подпункту «в» пункта 7 Постановления № 1875, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик обязан направить запросы о цене не менее чем трём производителям, сведения о которых включены в Государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Если таких производителей в ГИСП меньше трёх, запросы нужно направлять поставщикам идентичных или однородных товаров из ЕАЭС, информация о которых содержится в реестре контрактов ЕИС.
Однако в ряде случаев заказчики не получают ответы на такие запросы. В этой связи департамент разъясняет:
Если заказчик не получил ответов от субъектов, указанных в абзаце третьем подп. «в» п. 7 Постановления № 1875, он вправе применить метод сопоставимых рыночных цен на общих основаниях, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ — с использованием иной доступной информации о ценах.
Таким образом, отсутствие коммерческих предложений от производителей, указанных в ГИСП или из стран ЕАЭС, не блокирует закупку — заказчик может использовать другие источники ценовой информации, предусмотренные законом, применяя при этом метод сопоставимых рыночных цен.
Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел дело по спору между ООО «Блисс» и Иркутским УФАС, касающемуся отклонения заявки при госзакупке медицинского оборудования.
Суть спора
Министерство по регулированию контрактной системы региона проводило аукцион на поставку универсальных ультразвуковых систем (код ОКПД 2 26.60.12.132, позиция 314 из Приложения № 2 к Постановлению № 1875). Из шести поданных заявок пять были отклонены из-за отсутствия подтверждения российского происхождения товара. Победителем признали ООО «Блисс».
Однако другой участник оспорил итоги, указав, что и победитель не предоставил необходимых доказательств происхождения оборудования.
Проверка УФАС выявила, что в предоставленном «Блиссом» заключении из реестра российской промышленной продукции отсутствовали сведения о совокупном количестве баллов. Между тем с 10 октября 2023 года для УЗ-аппаратов действует требование о наличии не менее 70 баллов по правилам Постановления № 719 в редакции № 1293.
ФАС сочла, что заявка ООО «Блисс» не соответствовала условиям закупки и также подлежала отклонению.
Мнение суда
Компания настаивала, что ранее выданные заключения Минпромторга остаются действительными до окончания срока. Но суд отметил: хотя такие документы сохраняют юридическую силу, они не могут использоваться в закупках, если в них не указаны баллы.
Суд сослался на письма Минпромторга (от 22.02.2024 № КА-17291/07) и ФАС России (от 17.07.2024 № ПИ/63206/24), подтвердившие: для участия в торгах требуется наличие актуального заключения с балльной оценкой.
Итог: в иске ООО «Блисс» отказано, решение УФАС признано законным.
Что это значит для участников закупок:
– Заключения Минпромторга, выданные до 10 октября 2023 года, нужно обновить, добавив информацию о баллах.
– Без такой информации документы не подходят для подтверждения российского происхождения.
– Заказчики обязаны отклонять заявки с устаревшими заключениями на основании Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 5 ст. 49 и п. 4 ч. 12 ст. 48).
– Участникам стоит заранее проверить свои записи в Реестре российской промышленной продукции по кодам из Приложений № 1 и 2 к Постановлению № 1875.
Документ: Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.10.2025 по делу № А19-11523/2025
Трекбэк с Вашего сайта.