Обзор новостей на 03.05.2024

 

В целях информационного обеспечения государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей в рамках гособоронзаказа создается Федеральная система каталогизации продукции для федеральных нужд. Ее правовые основы были заложены изменениями в Закон «О гособоронзаказе», внесенными Федеральным законом от 27.11.2023 № 555-ФЗ.

Координировать работы по созданию, формированию, функционированию системы каталогизации будет Минпромторг России.

На основе указанных изменений Правительство РФ утвердило Правила создания, формирования и функционирования федеральной системы каталогизации продукции для федеральных нужд.

Документ предусматривает:

– полномочия участников работ по каталогизации (в их числе и госзаказчиков), нюансы их взаимодействия между собой;

– порядок формирования и ведения федерального каталога продукции, его структуру и содержание;

– порядок доступа к информации, содержащейся в федеральном каталоге;

– порядок финансирования работ по каталогизации;

– перечень групп и классов предметов снабжения, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией «Роскосмос», подлежащих каталогизации.

Постановление вступит в силу с 26 мая 2024 года.

 

Документ: Постановление Правительства РФ от 27.04.2024 № 549

 

Приказом Росавиации определены:

– отдельные ФКУ, наделенные полномочиями по планированию и осуществлению закупок для государственных нужд подведомственных учреждений;

– порядок взаимодействия таких ФКУ при планировании и осуществлении централизованных закупок.

 

Документ: приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 11.04.2024 № 370-П

 

Ответ:

На наш взгляд, в контрактах с неопределенным объемом невозможно выделить этапы без последующей корректировки контракта. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика выделять отдельные этапы исполнения контракта в любом случае частичной приемки и оплаты товара. Но так как практика по данному вопросу является противоречивой, рекомендуем руководствоваться подходом, принятым в вашем регионе.

Обоснование: В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчики имеют возможность осуществлять закупки с неопределенным объемом, при которых заказчик не имеет возможности определить конкретное количество поставляемого товара, объем оказываемой услуги или выполненной работы. При такой закупке заказчик вместо НМЦК определяет и обосновывает начальную цену единицы товара, работы, услуги, определяет сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта, которая ограничивается объемом денежных средств, выделенным для данной закупки.

Пунктом 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ сформулировано определение отдельного этапа исполнения контракта – часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Таким образом, в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан указать срок исполнения и цену таких этапов. Одновременно, если закупка осуществляется на условиях ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, контракт согласно ст. 34 обязательно должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В письме Минфина России от 12 мая 2022 г. N 24-06-06/43240 разъясняется, что в случае установления заказчиком отдельных этапов исполнения контракта при осуществлении закупки в соответствии с положениями ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчик в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта вправе указать в соответствии с положениями ст. 190 ГК РФ срок исполнения и цену отдельного этапа исполнения контракта с указанием на событие, т.е. на заявку заказчика. При этом, Минфина России, разъясняет, что оформление нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта не противоречит положениям п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ при условии осуществления оплаты по результатам исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, по отдельному этапу исполнения контракта, в рамках которого были оформлены такие документы о приемке.

Указанная позиция поддерживается Федеральным казначейством в письме от 08.02.2022 N 14-00-05/2543, в котором указано, что функционал ЕИС допускает формирование и подписание нескольких документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта.

Таким образом, Минфин и Федеральное казначейство допускают оформление нескольких документов о приемке в рамках одного этапа, и факт приемки части товара, части выполненной работы, оказанной услуги сам по себе не является отдельным этапом без последующей оплаты и Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика выделять отдельные этапы исполнения контракта. Заказчик вправе устанавливать этапы, и, соответственно, отсутствие установленных отдельных этапов исполнения контракта в контракте, при условии отсутствия их и в извещении, не противоречит нормам законодательства. Данный подход находит отражение в правоприменительной практике (например, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 июня 2023 г. N 089/06/33-448/2023 (извещение N 0190300010823000410), Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 5 февраля 2024 г. N 066/06/106-348/2024 (извещение N 0162200011824000062). На наш взгляд, данный подход является наиболее логичным.

Но ряд контрольных органов подходят к вопросу формально, исходя из позиции определения, содержащегося в ч. 8.4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, что этап в контракте – приемка с оформлением документа о приемке, которая обязательно завершается платежом. Если контракт содержит все указанные признаки, контрольный орган может посчитать выделение этапов обязанностью заказчика, а отсутствие этапов – нарушением (например, решение Алтайского республиканского УФАС России от 03.03.2022 по делу N 004/06/49-51/2022 ( изв. N 0177300001422000001), решение Омского УФАС России от 28.02.2022 N 055/06/42-124/2022 (извещение N 0352300022322000035). решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 июня 2023 г. N 047/06/42-1269/2023).

Также необходимо отметить, что выделение в контракте с неопределенным объемом этапов “наугад” предполагает последующую корректировку условий контракта, так как реальные объемы исполнения и цена каждого этапа в будущем не совпадут с запланированными. При этом, чтобы скорректировать информацию в ЕИС, необходимо внести изменения в существенные условия контракта. Но изменение цены этапа, а также количества не предусмотрены нормой п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (менять можно исключительно сроки отдельного этапа в рамках общего срока исполнения). Поэтому, выделив этапы в контрактах с неопределенным объемом, в последующем можно столкнуться с проблемой отсутствия оснований для изменения этапов в контракте.

Учитывая противоречивую практику по данному вопросу, рекомендуем руководствоваться подходом, принятым в вашем регионе.

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.