Обзор новостей на 27.03.2023

 

Число жалоб, поданных участниками госзакупок (регулируются законом “О контрактной системе”, 44-ФЗ) на действия или бездействия заказчиков в 2022 году и рассмотренных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по существу, сократилось на 30%, говорится в сообщении ведомства.

По данным ФАС, в прошлом году по существу было рассмотрено 37,5 тыс. жалоб участников госзакупок против 53,5 тыс. жалоб в 2021 году.

При этом ведомство отмечает, что доля обоснованных жалоб в общем объеме выросла в 2022 году до 42% с 30% годом ранее. Однако в количественном выражении их число сократилось до 15,8 тыс. с 20,9 тыс. в 2021 году.

“Это свидетельствует о возрастающем профессионализме участников закупочных процедур”, – говорится в сообщении ФАС.

Впрочем, по оценке участников рынка госзакупок, также сказывается действие начавшего действовать в 2022 году механизма универсальной стоимостная предквалификации. Он предусматривает, что при проведении любой конкурентной закупки с ценой контракта от 20 млн руб. заказчик должен требовать от участника, чтобы тот имел успешный опыт исполнения контрактов (не менее 20% от цены проводимой закупки) за три предыдущих года. Эта мера задумана как средство борьбы с профессиональными жалобщиками, которые участвовали в закупках, не имея цели стать поставщиком. Теперь жалобу могут подать только те компании, которые удовлетворяют требованиям универсальной предквалификации.

По результатам проверок ФАС в прошлом году выявила 29,7 тыс. нарушений.

“Наиболее частыми из них стали нарушения в порядке оценки заявок на участие в конкурсе, неправомерный допуск или отказ в допуске участнику закупки, установление неправомерных требований к содержанию и составу заявок на участие в закупке, нарушения при описании объекта и при выборе способа осуществления закупки”, – говорится в сообщении.

При этом антимонопольное ведомство возбудило в 2022 году 26,5 тыс. дел об административных правонарушениях, что немногим меньше аналогичного показателя предыдущего года – 27 тыс. дел.

 

Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ

 

В Письме от 14.03.2023 № 24-06-06/21248 Минфин дал следующие разъяснения по вопросам применения положений Федерального закона о контрактной системе в случае заключения контрактов с «упрощенцами».

Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене участника закупки, независимо от применяемой им системы налогообложения.

Сумма, указанная в контракте за выполненный объем работ, должна быть уплачена участнику закупки, в установленном контрактом размере.

Законом не предусмотрена корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН.

Организации и ИП, не являющиеся плательщиками НДС в связи с применением УСН, не должны составлять счета-фактуры при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг).

В случае выставления «упрощенцем» покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением НДС сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет в полном объеме (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

Таким образом, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на исполнителя работ, применяющего УСН, только в случае выставления заказчику работ счета-фактуры с выделением суммы НДС.

Важно, что возникновение в указанном случае обязанности по перечислению в бюджет НДС не означает, что «упрощенец» вправе применить налоговые вычеты. Главой 21 НК РФ не предусмотрена возможность уменьшения указанной в счете-фактуре суммы НДС на величину налоговых вычетов.

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утверждена Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, которая определяет общие правила составления сметы, в том числе в части сумм НДС.

Федеральный закон о контрактной системе не регулирует вопросы, связанные с документальным оформлением приемки выполненных работ, в частности с применением унифицированных форм КС-2, КС-3.

Под документом приемки понимается оформленный и подписанный заказчиком документ, в котором отражен факт хозяйственной жизни – приемка результатов исполнения контракта (отдельного этапа) и оплата их заказчиком.

 

Документ: Письмо Минфина РФ от 14.03.2023 № 24-06-06/21248

 

Источник: АЮДАР ИНФО

 

Вопрос: В процессе исполнения контракта возникла необходимость увеличения его цены. Обеспечение исполнения контракта при его заключении было предоставлено в форме независимой гарантии. У поставщика возник вопрос: может ли он в соответствии с ч. 1.3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предоставить обеспечение исполнения вновь образующихся обязательств внесением денежных средств в размере, пропорциональном стоимости таких обязательств, на указанный заказчиком счет?

 

Ответ:

Из п. 2–4 ч. 1.3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ вытекает, что в рассматриваемом случае обеспечение исполнения контракта может быть предоставлено следующими способами:

1) путем внесения соответствующих изменений в условия ранее предоставленной заказчику независимой гарантии;

2) путем предоставления новой независимой гарантии на всю изменившуюся сумму обязательства (из контекста п. 2 ч. 1.3 ст. 95 следует, что прежняя независимая гарантия в этом случае утрачивает силу, так что речь идет именно о новой независимой гарантии на всю изменившуюся сумму обязательства);

3) внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Чтобы понять, можно ли предоставить денежные средства в качестве обеспечения исполнения только вновь образовавшейся части обязательств, необходимо обратиться к еще двум нормам:

1. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии … или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет… Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно [комментарий: в этой норме применен разделительный союз «или», указывающий на необходимость выбрать какой-то один из двух возможных способов обеспечения исполнения контракта; выбрать «смесь» способов можно было бы только при наличии формулировки «и/или», которой, как видим, в законе нет].

2. Согласно ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта [опять-таки ничего не говорится о возможности «смеси» способов].

Очевидно, что приведенные выше рассуждения носят косвенный характер, т. к. прямого запрета на «смесь» способов обеспечения исполнения контракта (в т. ч. при применении ч. 1.3 ст. 95) в Законе № 44-ФЗ нет. Наверняка найдутся правоприменители, выносящие решения из логики «всё, что прямо не запрещено, разрешено», однако гораздо выше вероятность противоположного подхода.

Так, например, Пятнадцатый ААС в определении от 03.02.2023 по делу № А53-27957/2022 отметил, что в силу ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать в том числе сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона 44-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, предоставление двух независимых гарантий на разные суммы в разных или равных долях для обеспечения исполнения контракта Законом № 44-ФЗ не предусмотрено (такая позиция была изложена в т. ч. в письме Минфина России от 19.01.2018 № 24-03-08/3102). Отсюда судом был сделан вывод об отсутствии каких-либо нарушений в действиях заказчика, который отказался принять обеспечение исполнения вновь образовавшихся обязательств в рамках ч. 1.3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, предоставленное в виде независимой гарантии на сумму, пропорциональную стоимости таких вновь образовавшихся обязательств (без прекращения независимой гарантии, выданной в обеспечение исполнения первоначального объема обязательств).

Данную логику можно распространить и на ситуацию, когда первоначально обеспечение исполнения контракта было предоставлено в виде независимой гарантии, а обеспечение вновь образовавших обязательств осуществляется внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. В этом случае изначальная гарантия окажется выданной не на актуальную сумму обеспечения исполнения контракта, а лишь на ее часть, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

 

Источник: ПРОГОСЗАКАЗ

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.