Обзор новостей на 03.03.2023
Среди прочего при закупках иностранных промтоваров с ограничением допуска ввели механизм “второй лишний”. Список импортной продукции с запретом на допуск и условия его неприменения уточнили. Новшества вступили в силу 1 марта. Подробнее в обзоре.
Ограничения допуска иностранных промтоваров (постановление №617)
В перечень добавили, например (с. 7 изменений):
– 27.32 — провода, кабели электронные и электрические прочие;
– 28.99.39.190 — оборудование спецназначения прочее, не включенное в другие группировки.
При закупке иностранных товаров с ограничением допуска ввели механизм “второй лишний” (с. 6 изменений). Заказчики должны отклонить все заявки с предложениями импортных товаров, если есть хотя бы 1 заявка, которая:
– отвечает извещению;
– содержит предложение о поставке промтоваров из ЕАЭС;
– не содержит предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя либо производителей из одной группы лиц.
При подаче заявок участник обязан указывать номера реестровых записей из реестра российской промпродукции или евразийского реестра промтоваров и совокупное количество баллов (при наличии). Возможность продекларировать регистрационный номер сертификата СТ-1, если сведений о товаре нет в реестрах, исключили (с. 6 изменений).
Ограничения допуска иностранных медизделий (постановление №102)
В перечне иностранных медизделий уточнили позицию с кодом 32.50.13.190 по ОКПД2 (с. 2 – 3 изменений). Из нее исключили вакуумные пробирки для взятия венозной крови с кодами видов медизделий 293640, 293630, 293700 и др. Их включили в список иностранных промтоваров с запретом на допуск (с. 6 изменений).
Запрет на допуск иностранных промтоваров (постановление №616)
В перечень включили, в частности (с. 5 – 6 изменений):
– 28.21.13.119 — электропечи и камеры промышленные или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки;
– 32.50.13.190, 32.50.50.181, 32.50.50.190 — вакуумные пробирки для взятия крови ИВД с кодами видов медизделий 293640, 293630, 293700 и др.
Из списка исключили, например (с. 5 изменений):
– 29.10.59.220 — транспорт для перевозки грузов с помощью прицепа-роспуска;
– 30.92.10 — велосипеды двухколесные и прочие, без двигателя.
В ряде основаниий для неприменения запрета уточнили исключения, когда нацрежим устанавливают (с. 4 изменений). Так, одно из таких оснований — закупка единицы товара с ценой не более 300 тыс. руб. или совокупности этих товаров на общую сумму менее 1 млн руб., кроме ряда продукции. Из ее числа убрали, например, инструмент ручной прочий, но добавили вакуумные пробирки для взятия крови ИВД.
Квотируемые товары (постановление №2014)
В перечень продукции включили, например:
– 21.20.24.160 — антисептические спиртовые салфетки с кодом 272240 вида медизделия. Доля с 2023 г. — 80% (с. 19 изменений);
– 26.11.22.200 — светодиоды, светодиодные модули и их части. Доля — 90% (с. 19 изменений);
– 26.40.20.122 — цветные телевизоры с жидкокристаллическим экраном, плазменной панелью. Доля — 80% (с. 21 изменений);
– 26.51.63.130 — счетчики производства или потребления электроэнергии. Доля — 90% (с. 21 изменений);
– 26.60.12.111 — электрокардиографы. Доля — 60% (с. 21 изменений).
В ряде позиций изменили размер квот. Так, для кабелей волоконно-оптических из волокон с индивидуальными оболочками с 2023 г. его увеличили с 80% до 90% (с. 22 изменений).
Документ: Постановление Правительства РФ от 28.02.2023 N 318
Источник: КонсультантПлюс
22.02.2023 на Официальном интернет-портале правовой информации размещен приказ Федеральной налоговой службы России от 20.01.2023 № ЕД-7-15/40@ «О внесении изменения в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 08.07.2022 N ЕД-7-15/636@».
Приказом признан утратившим силу абзац 3 пункта 2 приложения к приказу ФНС России от 08.07.2022 N ЕД-7-15/636@, которым были установлены требования к формату и способам передачи ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ в автоматизированную информационную систему ФНС России электронных документов, оформляемых в рамках Закона № 44-ФЗ.
Отмечаем, что предоставление в ФНС России документов о приемке и счетов-фактур, подписанных в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК, обеспечивается ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ без применения установленных Приложением требований.
Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 23.03.2023
Документ: Приказ Федеральной налоговой службы от 20.01.2023 № ЕД-7-15/40@
Вопрос: На 01.01.2023 у организации образовалась дебиторская задолженность по оплате услуг связи. Акт об оказании услуг подписан 31 декабря 2022 года. Срок действия контракта до 31 декабря 2022 года. С 1 января 2023 года с тем же поставщиком и на тот же вид услуг заключен новый договор. Можно ли эту переплату перенести на новой договор?
Ответ: В описанной в вопросе ситуации встречные требования сторон не могут быть полностью или в соответствующей части прекращены зачетом на основании уведомления одной из сторон. Однако, по нашему мнению, такие обязательства могут быть прекращены по соглашению сторон.
Обоснование вывода:
Прежде всего напомним, что такие направления деятельности, как разработка проектов, правовая экспертиза договоров и иных документов, а также оценка судебной перспективы споров, не входят в компетенцию экспертов службы Правового консалтинга. В рамках предоставления информационного блока “База знаний службы Правового консалтинга” эксперты не имеют возможности анализировать условия договоров (контрактов, документации о закупке и т.п.) и оценивать перспективу разрешения судом спорных ситуаций. Поэтому в рамках этой консультации мы можем предоставить ответ общего характера с изложением нашей позиции по вопросу.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”; далее – Закон N 44-ФЗ). Поэтому в части, не урегулированной Законом N 44-ФЗ, к отношениям по контракту, заключаемому в соответствии с указанным законом, применяются положения гражданского законодательства.
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство (в том числе обязательство по оплате) может быть полностью или частично прекращено зачетом на основании заявления одной стороны при соблюдении следующих условий:
– требования являются однородными (например, с одним и тем же предметом обязательства);
– срок исполнения требований наступил либо не указан или определен моментом востребования;
– требования являются встречными, то есть кредитор по одному обязательству является должником по другому и наоборот.
Требование об однородности требований предполагает, что стороны после осуществления зачета должны оказаться в том же положении, как если бы оба обязательства были прекращены исполнением. Допускается зачет требований, которые возникли из разных оснований. Критерий однородности соблюдается и при зачете требования по уплате основного долга (например, покупной цены по договору купли-продажи) на требование об уплате неустойки, процентов или о возмещении убытков (например, в связи с просрочкой выполнения работ по договору подряда) (п. 12 постановления от 11.06.2020 N 6 “О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств”, далее – Постановление N 6). Такой подход согласуется с правовой позицией, ранее сформулированной в судебной практике (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2241/12 и от 19.06.2012 N 1394/12). Иными словами, бесспорность зачитываемых требований и отсутствие возражений сторон относительно как наличия, так и размера требований не являются необходимыми условиями для прекращения соответствующих обязательств зачетом (смотрите, например, Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.08.2017 N 305-ЭС17-6654 по делу N А40-112506/2016; также смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 04.06.2020 N Ф07-3107/20 по делу N А56-79571/2018, постановление АС Северо-Западного округа от 28.04.2020 N Ф07-1994/20 по делу N А56-73848/2019, постановление АС Московского округа от 13.03.2020 N Ф05-2973/20 по делу N А40-93019/2019, постановление АС Волго-Вятского округа от 02.03.2020 N Ф01-8984/20 по делу N А82-27199/2018, постановление Тринадцатого ААС от 11.12.2019 N 13АП-9869/19).
В п. 15 Постановления N 6 разъясняется, что обязательства считаются прекращенными зачетом в размере наименьшего из них не с момента получения заявления о зачете соответствующей стороной, а с момента, в который обязательства стали способными к зачету (то есть выполнены установленные ст. 410 ГК РФ условия зачета). Например, если срок исполнения активного и пассивного требований наступил до заявления о зачете, то обязательства считаются прекращенными зачетом с момента наступления срока исполнения обязательства (или возможности досрочного исполнения пассивного обязательства), который наступил позднее, независимо от дня получения заявления о зачете.
Заявление о зачете, совершенное при наличии всех предусмотренных законом условий, влечет прекращение обязательства полностью или в соответствующей части. В связи с этим последующий отказ от такого заявления не порождает правовых последствий (смотрите п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65).
Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на прекращение зачетом встречных требований, возникших из контракта. Поэтому, если это не запрещено контрактом (ст. 411 ГК РФ), встречные денежные требования, возникшие из контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, принципиально могут быть прекращены зачетом по заявлению заказчика (смотрите, например, постановление Двадцать первого ААС от 19.03.2020 N 21АП-428/20 по делу N А84-4218/2019).
Учитывая то, что для прекращения обязательств зачетом по общему правилу необходимо, чтобы по требованию лица, которое осуществляет зачет своим односторонним волеизъявлением (активное требование), наступил срок исполнения, заказчик в приведенной ситуации не может произвести зачет неоплаченной суммы в счет суммы исполнения нового контракта до момента его исполнения контрагентом в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.
Вместе с тем, как мы полагаем, само по себе отсутствие предусмотренных законом условий, необходимых для прекращения зачетом обязательства заказчика по оплате услуг связи, не означает, что это обязательство в любом случае должно быть исполнено заказчиком. Согласно п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично, в том числе по основаниям, предусмотренным договором. Следовательно, при наличии документального подтверждения того, что оператор связи согласен “зачесть” ранее оплаченную заказчиком сумму в счет оплаты за услуги связи, приобретаемые заказчиком в новых периодах, соответствующее денежное обязательство заказчика может рассматриваться как прекращенное (полностью или в части) по основаниям, предусмотренным договором.
Подчеркнем, что формально основанием для прекращения этого обязательства будет не зачет встречного однородного требования (поскольку, с учетом Положения, у заказчика отсутствует встречное денежное требование к перевозчику), а именно соглашение сторон.
Правоприменительной практики и разъяснений, где бы рассматривалась аналогичная ситуация, мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.