Обзор новостей на 20.10.2022

 

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2022 г. N 1838

 

Правительство РФ предусмотрело возможность корректировки существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения в связи с мобилизацией. Указанные изменения могут быть произведены на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Высшим исполнительным органам субъектов РФ, местным администрациям рекомендовано принять аналогичные правила изменения существенных условий контрактов.

Кроме этого, в соответствии с новой редакцией п. 9.1 Правил ведения РНП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211, в реестр не будут включать участников и контрагентов, уклонившихся от заключения контракта и не исполнивших контракт, в том числе в связи с мобилизацией.

Мобилизация также является основанием для списания начисленной неустойки. Соответствующие поправки внесены в подп. “г” п. 2, подп. “д” п. 3 и подп. “д” п. 5 Правил списания сумм неустоек, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783.

Указанные изменения вступили в силу с 18 октября текущего года.

 

Источник: Система ГАРАНТ

 

Вопрос:

Какой способ закупки следует выбрать для услуг ОСАГО: запрос котировок, электронный аукцион или иное?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Определение страховщика по ОСАГО формально может быть осуществлено путем проведения электронного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок на равных основаниях. На наш взгляд, целесообразнее выбрать электронный конкурс.

 

Обоснование позиции:

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и условия их применения). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик, за исключением случаев закупки путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного контрагента, обязан закупать на аукционе товары, работы, услуги, включенные в соответствующие аукционные перечни. В настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р*(1). Услуга обязательного страхования транспортных средств в этот перечень не включена. Однако согласно ч. 7 той же статьи заказчику предоставлено право закупки способом проведения аукциона тех товаров, работ, услуг, которые в соответствующие перечни не включены, за отдельными исключениями*(2).

В свою очередь, выбор способа конкурентной закупки в виде электронного конкурса (далее – конкурс) является правом заказчика, ограниченным только исключением случаев обязательного применения иных конкурентных способов: закупки товаров, работ, услуг из аукционного перечня и обязательного проведения закрытых конкурентных способов*(3).

Право заказчика осуществить закупку способом запроса котировок ограничено только размером начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) (не больше 3 млн руб.) и предельным размером годового объема закупок, осуществляемых этим способом (не больше 20% совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ) заказчика или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем календарном году составил менее 500 млн руб.) (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, для целей заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств (ОСАГО) право выбора заказчиком конкурентного способа осуществления закупки формально ограничено только в отношении способа запроса котировок предельными значениями, указанными в п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, для заключения контракта на оказание услуг ОСАГО заказчик вправе выбрать как аукцион, так и конкурс, либо запрос котировок при соблюдении определенных законом размеров НМЦК и лимитом СГОЗ. Сказанное подтверждает и судебная практика. Так, в постановлении АС Центрального округа от 29.11.2017 N Ф10-4464/17 в связи с выбором заказчиком в качестве способа закупки на оказание услуг по ОСАГО запроса котировок суд указал, что выбор способа закупки и определение даты начала и окончания поставки товаров (оказания услуг) зависят от усмотрения заказчика с учетом конкретных обстоятельств закупки (смотрите также решение УФАС по Калужской области от 11.06.2019 N 040/06/69-400/2019).

Тем не менее, на наш взгляд, при выборе способа закупки для заключения контракта на оказание услуг ОСАГО нельзя не учитывать специфику определения победителя в каждом из них. Так, победителем электронного конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). В то время как победителем аукциона является участник, предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене наиболее низкую цену контракта (сумму цен единиц товаров, работ, услуг) либо наиболее высокий размер платы за заключение контракта, при условии, что заявка такого участника соответствует требованиям, установленным в извещении (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Победителем запроса котировок – участник, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Как видно, ценовой критерий (предложение наиболее низкой цены) при выборе победителя в таких способах закупки, как аукцион, запрос котировок является основным (смотрите постановление АС Уральского округа от 06.07.2017 N Ф09-3852/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 29.07.2015 N Ф01-2725/15). При этом, как известно, при определении цены услуг ОСАГО страховщики – участники соответствующих закупок ограничены нормами специального законодательства: страховые тарифы по обязательному страхованию владельцев транспортных средств регулируются государством (ст. 8, ст. 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”)*(4). В связи с этим в постановлении Семнадцатого ААС от 04.08.2020 N 17АП-3314/20 отмечено, что осуществление закупки услуг ОСАГО в форме электронного аукциона в данном случае не обеспечивает цели конкурентного выбора товара (работы, услуги), поскольку при осуществлении одинаковых ценовых предложений единственным критерием определения победителя закупки выступает очередность поступления предложения, а конкуренция по ценовому критерию исключается, что не соответствует принципам определения поставщика путем проведения электронного аукциона. Аналогичный вывод содержит постановление АС Уральского округа от 07.12.2018 N Ф09-7272/18. В постановлении АС Уральского округа от 05.04.2019 N Ф09-1135/19 содержится аналогичный вывод в отношении выбора способа запроса котировок для заключения контракта по ОСАГО. Иными словами, по мнению части судов, выбор для заключения договора на оказание услуг ОСАГО такого способа закупки, в котором ценовой критерий является решающим (аукцион, запрос котировок), приводит к утрате смысла ценового критерия (предложения цены равны), что не соответствует принципам определения поставщика указанными способами. Само наличие подобной практики показывает, что выбор таких способов закупки может быть оспорен, хотя заказчик может и защитить свой выбор по формальным основаниям – отсутствие ограничений в законе.

Таким образом, на наш взгляд, в качестве способа определения контрагента для заключения контракта на ОСАГО заказчику целесообразней, в том числе во избежание претензий со стороны контролирующих органов, выбрать электронный конкурс.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

Вычитали баллы за факты ненадлежащего исполнения. Обязывали участников иметь страховку от несчастных случаев для работников. Требовали от победителя предоставить документы на товар до заключения договора. Подробнее в обзоре.

 

При оценке заявок снижали баллы за факты ненадлежащего исполнения

По условиям порядка оценки заявок за факты неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком или третьими лицами из общей суммы вычитали 5 баллов.

Контролеры выявили нарушение:

– поскольку факты ненадлежащего исполнения оспаривают в суде, к моменту оценки заявок обжалование может еще продолжаться. Наличие таких фактов подтвердит только вступивший в силу судебный акт;

– заказчик не установил порядок проверки случаев ненадлежащего исполнения;

– спорное условие применяют независимо от числа и характера нарушений. За 1 случай расторжения договора или 5 случаев уклонения вычитают одинаковое количество баллов, что ставит участников в неравное положение.

Суд позицию поддержал.

 

Требовали страховку от несчастных случаев у сотрудников участника

В проекте договора предусмотрели условие: исполнитель на весь срок работ гарантирует, что у него и у всех субподрядчиков работники добровольно застрахованы от несчастных случаев. Заказчик мотивировал это травмоопасностью предмета закупки.

Контролеры признали требование лишним. Добровольное страхование — мера материальной поддержки работников. Его наличие не влияет на возможность исполнения договора.

 

Обязывали передать заказчику документы на товар до заключения договора

По условиям закупки победитель предоставляет заказчику документы на товар не позднее 5 календарных дней с даты получения проекта договора.

Участник посчитал это нарушением: Закон N 223-ФЗ не обязывает иметь товар до заключения договора.

Контролеры его поддержали. Документы передают заказчику вместе с товаром. То, что их нет до того, как проект договора направил заказчик, не влияет на исполнение.

 

Документы:

Обзор судебной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (август 2022 года)

Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 223-ФЗ (август 2022 года)

Обзор административной практики в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ (август 2022 года)

 

Источник: КонсультантПлюс

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.