Обзор новостей на 09.09.2022
Правительство Москвы направило в Минфин РФ предложение об увеличении возможного порога госзакупок только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) до 50 млн рублей с 20 млн рублей в настоящее время, заявил руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков в ходе Московского финансового форума.
“Предлагаем установить планку закупок исключительно у СМП на уровне 50 млн рублей, – сказал Щербаков. – Это по-прежнему будет не обязанностью, а правом заказчика”.
При этом Щербаков отметил, что в текущем году Москва реализовала свое право по ценовому порогу закупок у малого бизнеса. Теперь в Москве в закупках объемом до 20 млн рублей могут принимать участие только СМП и СОНКО. По его словам, в текущем году было проведено 9,9 тыс. закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 3 до 20 млн рублей, в которых принимал участие только малый бизнес. По результатам этих закупок были заключены контракты на 76,2 млрд рублей.
Щербаков уточил, что это и другие предложения правительства Москвы в части развития госзакупок были направлены регулятору.
Помимо предложения о повышении ценового порога закупок, в которых может принимать участие только малый бизнес, Москва предлагает еще ряд нововведений. В их числе увеличение порога цены для закупок малого объема (ЗМО) до 1 млн рублей с 600 тыс. рублей в настоящее время – причем при сохранении доли таких закупок в годовом общем объеме закупок заказчика.
Также правительство Москвы предлагает сократить срок заключения контрактов по результатам закупок, проведенных в электронной форме, до 5 дней с 10 в настоящее время.
В свою очередь заместитель министра финансов Алексей Лавров отметил, что два последних предложения правительства Москвы пока реализовать проблематично.
“Если бы мы могли, то уже давно установили бы срок заключения контракта в 5 дней, – сказал Лаврова. – Но мы работаем в рамках ЕАЭС, а там прописано 10 дней – и на бумаге. Более того, без взаимного признания странами ЕАЭС электронной цифровой подписи (ЭЦП) для целей госзакупок на условиях национального режима такая норма работать не будет”.
Ранее в интервью “Интерфаксу” Лавров отмечал, что до конца 2023 года, как предполагается, будут разработаны и приняты правила взаимного признания ЭЦП в части проверки подлинности иностранной ЭЦП для целей участия в закупках, признания ее легитимности для осуществления подписания электронных документов.
В настоящее время нерезиденты не могут получить и использовать ЭЦП, необходимую для участия в закупках российских госзаказчиков. То есть, для участия в госзакупках поставщикам из стран ЕАЭС необходимо создавать свои представительства или дочерние компании в РФ.
По словам Лаврова, для решения этой проблемы прорабатываются изменения в Договор о ЕАЭС, предусматривающие наделение ЕЭК полномочиями по утверждению правил взаимного признания ЭЦП. “Проект этого документа предварительно рассмотрен государствами-членами ЕАЭС, одобрен ЕЭК и находится на этапе внутригосударственного согласования”, – уточнял заместитель министра финансов РФ.
По утверждению Лаврова, изменение норм по ЗМО также ограничивается Договором о ЕАЭС. По его словам, прежде такие закупки во всех странах ЕАЭС признавались неконтролируемыми и все подписались, что с ними будут бороться (т.е. – ограничивать). В настоящее время такие закупки преимущественно проводятся в электронной форме в так называемых электронных магазинах. Они формально считаются неконкурентными (закупками у едпоставщика), но фактически, по оценке Минфина, являются конкурентными.
По мнению заместителя министра финансов, ограничения по направлению ЗМО надо снимать.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ
В новом выпуске видеорубрики «Просто о сложном» старший юрист Экспертного центра Института госзакупок Снежана Постовалова разбирает ключевые изменения законодательства по вопросу применения независимых гарантий как одного из способов обеспечения обязательств по Закону № 223-ФЗ.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с настоящим Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.
Следует ли заказчику в контракт, размещенном в Единой информационной системе в сфере зaкyпoк, включать обоснование цены контракта? В Единой информационной системе в сфере зaкyпoк контракт должен быть размещен с обоснованием цены контракта, если контракт заключен по п. 38 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Текст контракта, заключенного на указанном в вопросе основании, должен включать обоснование (расчет) цены и в таком виде размещается в реестре контрактов в единой информационной системе в сфере закупок.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в соответствии с данным Законом. При этом в случаях, предусмотренных пп. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с этим Законом и включает в контракт обоснование цены контракта. Как видим, закон предусматривает включение в контракт обоснования его цены при заключении такого контракта и по названному в вопросе основанию.
Способы обоснования начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, установлены ст. 22 Закона N 44-ФЗ и все они, кроме тарифного и, отчасти, нормативного, предполагают осуществление для этого расчетов (смотрите чч. 2, 4, 9, 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, представляется очевидным, что оборот “включает в контракт обоснование” означает включение в текст контракта соответствующих расчетов. Нам удалось найти подтверждение данному выводу в материалах правоприменительной практики, хотя и только в одном (постановление Пятнадцатого ААС от 27.08.2018 N 15АП-5941/18, оставленное без изменения постановлением АС Северо-Кавказского округа от 21.01.2019 N Ф08-10864/18).
А поскольку текст контракта, заключенного на основании п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, подлежит включению в реестр контрактов, заключенных заказчиком, который размещается в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) (ч. 1, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), естественно, расчет цены указанного контракта размещается в составе текста контракта в ЕИС в рамках реестра контрактов.
Таким образом, текст контракта, заключенного на основании п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должен включать обоснование (расчет) цены, сформированное в соответствии с законом, и подлежит включению в реестр контрактов, заключенных заказчиком, который размещается в единой информационной системе в сфере закупок.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.