Обзор новостей на 21.04.2022
Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ
Согласно новой ч. 64.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2022 года заказчики вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств. Вместе с тем указанное правило не применяется, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Напомним, что согласно ч. 1, ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в определении контрагента закрытым способом, а также в проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, которое включает в себя размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к обеспечению. Исключения из этого правила установлены ч. 2, ч. 6.1 и ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, в ч. 8 и ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда участник, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта.
Источник: Гарант
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик самостоятельно определяет порядок приемки исполненного по контракту. При этом он может установить в контракте любые не противоречащие закону условия, за исключением тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В частности, по нашему мнению, заказчик может использовать при формировании проектов контрактов для осуществления закупок товаров, работ, услуг, в частности, условия типового контракта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.01.2021 N 15н, в той части, в которой это не противоречит действующей редакции Закона N 44-ФЗ, специфике закупаемых товаров, работ, услуг и фактическим условиям исполнения контракта.
Обоснование позиции:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах ГК РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Таким образом, Закон N 44-ФЗ устанавливает только некоторые особенности исполнения контрактов.
В свою очередь, согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем; далее – контрагент) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие, в частности, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Приемка исполнения по контракту осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии – подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Следовательно, заказчик определяет порядок приемки исполненного по контракту самостоятельно (смотрите также письма Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-10/64858, от 20.09.2019 N 24-03-07/72565). При этом заказчик может установить в контракте любые не противоречащие закону условия.
Учитывая, что ни ГК РФ, ни Закон N 44-ФЗ (в том числе в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ (далее – Закон N 360-ФЗ), вступившего в силу 01.01.2022) не содержат требований к порядку приемки исполненного по контракту, а ч. 13 и ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) предусматривают лишь порядок формирования и подписания документа о приемке с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), а также обязательные требования к содержанию такого документа, полагаем, что заказчик, руководствуясь п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ, вправе предусмотреть в контракте участие в процедуре приемки непосредственных получателей товаров, в том числе подписание ими сопроводительных документов, представленных контрагентом*(1).
Поскольку заказчик при формировании проекта контракта самостоятельно определяет порядок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок и сроки приемки исполненного по контракту и при этом если применение условий типового контракта, типовых условий контракта для заказчика не является обязательным с учетом положений ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, то он, исходя из специфики конкретной закупки и своих потребностей, вправе по своему усмотрению установить в контракте условия о том, какие документы должен представить поставщик (исполнитель, подрядчик, далее – контрагент) при передаче товара (результата работ), услуг, кто должен подписывать такие документы, какие документы должен прикрепить в качестве приложений контрагент к документу о приемке в ЕИС, должны ли прилагаться к документу о приемке в ЕИС товарные накладные, счета, счета-фактуры, а также условия об оформлении документа о приемке в ЕИС как по каждому получателю в отдельности, так и об оформлении одного документа о приемке после исполнения контрагентом контрактных обязательств в полном объеме (подробнее об этом смотрите в материале: Вопрос: Как заказчику в соответствии с Законом N 44-ФЗ после 01.01.2022 провести приемку товаров и сопутствующих работ (услуг), если получателей товара по контракту несколько? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2022 г.)).
Особо отметим, что электронное актирование в обязательном порядке применяется с 01.01.2022 при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, в том числе закрытых электронных процедур (за исключением случая, предусмотренного п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях применение электронного актирования является правом заказчика. Общий порядок осуществления электронного актирования в ЕИС установлен ч. 13, ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ и заключается в том, что стороны подписывают структурированный документ о приемке, сформированный с использованием ЕИС, который должен содержать сведения, указанные в п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Указанный документ формирует контрагент. При необходимости в документ о приемке могут быть внесены исправления в порядке, установленном ч. 14 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг).
Как нам известно, в рамках использования функциональных возможностей ЕИС пользователям для формирования, редактирования, удаления, подписания доступны следующие документы:
– документ о приемке (документ с функцией документа о приемке товаров (выполнении работ), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны);
– счет-фактура и документ о приемке (документ с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и функцией документа о приемке товаров (выполнении работ), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны);
– счет-фактура (документ с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость)*(2).
При этом, как следует из п. 2 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, к документу о приемке, предусмотренному п. 1 этой части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке. Таким образом, контрагент вправе при формировании документа о приемке в ЕИС прикрепить к документу о приемке иные неструктурированные юридически значимые документы о приемке товаров, работ, услуг по форме, предусмотренной условиями контракта, и подписать их электронной подписью *(2).
Сформированный с помощью ЕИС и подписанный контрагентом документ о приемке не позднее одного часа с момента его размещения ЕИС автоматически направляется заказчику на подписание (п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Документ о приемке в срок не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем его поступления в порядке, установленном п. 4 и п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, подписывается заказчиком (членами приемочной комиссии (при ее создании)) и размещается в ЕИС, либо формируется с использованием ЕИС, подписанный заказчиком (членами приемочной комиссии) мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС направляются автоматически контрагенту, который в случае получения мотивированного отказа вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ (п. 6, п. 7 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, а также то, что условиями типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 18.01.2021 N 15н, (далее – Типовой контракт) предусмотрены формирование и подписание контрагентом структурированного документа о приемке в ЕИС вместо товарной накладной, акта приема-передачи товара по контракту (этапу) или акта об исполнении обязательств по контракту (этапу) на бумажных носителях (абзац седьмой п. 5.3 (вариант 1) и п. 6.7 Типового контракта), на наш взгляд, заказчик может использовать при формировании проектов контрактов для осуществления закупок иных товаров, работ, услуг условия указанного Типового контракта в той части, в которой это не противоречит действующей редакции Закона N 44-ФЗ, специфике закупаемых товаров, работ, услуг и фактическим условиям исполнения контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
Около 170 видов товаров (по ОКВЭД) могут получить ценовую преференцию в рамках госзакупок в размере 15-20%, следует из проекта приказа Минфина о внесении изменений в приказ № 126н (утверждает перечень товаров, на которые распространяется нома о ценовой преференции для товаров российского производства). Проект документа опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
Этим документом в два раза предлагается увеличить перечень товаров, при госзакупке которых должна предоставляться ценовая преференция в размере 20% (при условии их происхождения из стран ЕАЭС, ДНР или ЛНР). В настоящее время эта норма распространяется на 34 вида товаров. В случае принятия нового приказа будет распространяться на 68 видов.
Этот перечень предлагается дополнить банкоматами, кассовыми терминалами, оборудованием для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, оборудованием для текстильного, швейного и кожевенного производства, оборудованием для производства бумаги и картона, вездеходами и т.д.
Перечень товаров, при госзакупке которых должна предоставляться ценовая преференция в размере 15%, предлагается увеличить до 287 позиций со 152 в настоящее время.
Под эту ценовую преференцию могут подпасть “оригиналы программного обеспечения”, прикладное ПО для загрузки, различная печатная продукция, ограды и заборы, электростанции, сооружения топливно-энергетических, нефтехимических, газохимических и химических предприятий, сооружения жилищно-коммунального хозяйства, охраны окружающей среды и рационального природопользования, дорожные ограждения и пр.
Источник: Закупки-Информ
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.