Обзор новостей на 01.04.2022

 

В 2022 году получатели средств федерального бюджета должны закреплять в контрактах аванс в размере:

– от 50 до 90% суммы контракта (но не более ЛБО), если средства на финансовое обеспечение по нему подлежат казначейскому сопровождению;

– до 50% суммы контракта (но не более ЛБО) — если не подлежат такому сопровождению.

Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. “а” и пп. “б” п. 18 положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%.

Кроме того, аванс устанавливают и в контрактах на закупки товаров и услуг для федеральных нужд с запретом на него. Такой запрет приостановили до конца года.

Заказчики также могут увеличить размер аванса до указанных выше размеров в контрактах, которые заключили до дня вступления в силу поправок. Для этого надо соблюсти ряд условий, а также учитывать особенности определения размера обеспечения контракта.

Правительство рекомендует учитывать новшества в том числе региональным и муниципальным заказчикам.

 

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505

 

Источник: КонсультантПлюс

 

30.03.2022 на Официальном интернет-портале правовой информации размещен Указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее – Указ).

В соответствии с Указом, начиная с 31.03.2022, заказчики (за исключением организаций с муниципальным участием), осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не могут осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупки услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, без согласования возможности осуществления закупок с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

С текстом Указа можно ознакомиться по ссылке.

 

Источник: Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Закупка, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, может быть проведена с определением максимального значения цены контракта.

Сумма обеспечения исполнения контракта в таком случае исчисляется от цены контракта.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 24 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц (далее – НСЦЕ), максимальное значение цены контракта (далее – МЗЦК), а также обосновывает цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закон N 44-ФЗ, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к МЗЦК, если Законом N 44-ФЗ не установлено иное.

Данные нормы не делают каких-либо оговорок в отношении видов контрактов, видов приобретаемых товаров, работ, услуг, равно как и способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент), а также и преференций и (или) ограничений, устанавливаемых в ходе закупочных процедур, по итогам которых заключается контракт. Отсюда следует, что таким образом может быть определены условия о цене по любым контрактам, заключаемым по итогам любых процедур определения контрагента.

Согласно ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СМП, СОНО) в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, в частности при проведении открытых конкурентных способов определения контрагентов, в которых участниками закупок являются только СМП СОНО и НМЦК по которым не должна превышать 20 млн руб. (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Как видим, в этой норме не предусмотрено, как должно следовать из ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, указания, что в данном случае условие, не позволяющее применить правило, установленное относительно НМЦК, не может быть применено к МЗЦК или применено с учетом каких-либо особенностей.

По нашему мнению, правило установленное ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ относительно НМЦК, может быть применено к МЗЦК без каких-либо оговорок и особенностей. Полагаем очевидным, что приведенное предельное значение определяет “потолок” цены контракта, который может быть заключен с СМП без утраты им соответствующего статуса. Ведь если на участие в электронном аукционе, проводимом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, будет подана единственная надлежащая заявка, то контракт будет заключен с подавшим ее участником именно по НМЦК (чч. 1, 2, 5 ст. 52, п. 25 ч. 1, п. 2 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Ровно то же значение – определение максимальной суммы, которая может быть выплачена по контракту, – несет и МЗЦК.

Таким образом, закупка, участниками которой могут быть только СМП, СОНО, может быть проведена с определением МЗЦК.

К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, прямо подтверждавших бы данный вывод, нам найти не удалось. Косвенные подтверждения ему можно найти в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.01.2022 N Ф07-18414/21, постановлении Восьмого ААС от 30.07.2021 N 08АП-5723/21 и постановлении АС Западно-Сибирского округа от 01.12.2021 N Ф04-6840/21, в которых суды рассматривали споры относительно процедуры определения контрагента, участниками которых были только СМП, СОНО и в которых было определено МЗЦК, не признавая такие процедуры противоречащими законодательству. Из п. 2 письма Минфина России от 15.01.2020 N 24-02-08/1336 можно сделать вывод, что специалисты этого ведомства придерживаются того же мнения.

По общему правилу, установленному ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении.

Как указано в этой же норме, иной размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в следующих случаях:

– если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% НМЦК до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);

– если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;

– если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на 25% и более по отношению к НМЦК, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, которой регулируются антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.

Однако в силу ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта по результатам закупки, которая проводилась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди СМП, СОНО, предусмотренный ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ об антидемпинговых мерах при проведении конкурса и аукциона, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.

Представляется очевидным, что цена контракта – это сумма, определенная непосредственно в тексте контракта, независимо от того, определялась ли ранее этой самой суммой НМЦК, МЗЦК, или она была предложена в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.