Обзор новостей на 01.09.2025
С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения правил национального режима в закупках, установленные постановлением Правительства от 23.12.2024 № 1875.
Правительственное постановление от 29.08.2025 № 1326 внесло поправки в ряд положений, регулирующих применение запретов, ограничений и преимуществ.
Основные изменения:
1. Для лекарственных препаратов, включенных в перечень стратегически значимых лекарственных средств, правило “второй лишний” по полному циклу будет применяться не с 1 сентября 2025, а с 1 января 2026 года (п. 4 Постановления № 1326).
2. Для лекарств и большого количества медицинских изделий до конца 2025 года продлили возможность подтвердить страну происхождения сертификатами СТ-1, выданным уполномоченными органами стран ЕАЭС. В частности, норма применяется для хирургических одноразовых комплектов, части мебели и других медизделий (подп. “а” п. 3 Постановления № 1326).
3. Введен переходный период по балльной системе
Для продукции, включенной в реестр российской промышленной продукции до определённых дат, возможно использовать такие записи без указания количества баллов. В зависимости от вида продукции, разрешённые сроки составляют до 30 июня, 31 августа или 31 декабря 2026 года. Например, для лекарственных препаратов из позиции 433 приложения № 2 реестровые записи, сформированные до конца 2025 года и не содержащие сведения о количестве баллов, могут использоваться до 30 июня 2026 года (подп. “д” п. 3 Постановления № 1326).
4. В Приложение № 2 к Постановлению № 1875, содержащее продукцию под ограничением, добавлены новые товары: компоненты протезно-ортопедических изделий, включая стопы, коленные и тазобедренные модули, узлы кистей и локтей, в том числе с микропроцессорным управлением (подп. “а” п. 5 Постановления № 1326).
5. Заказчики, действующие за пределами РФ, при закупке товаров у иностранного лица для использования за границей, могут не применять положения о национальном режиме (п. 1 Постановления № 1326).
Основная часть изменений вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
С 1 января 2026 года будут действовать изменения приложения № 2 и приложения № 3 к Постановлению № 1875.
Документ: Постановление Правительства РФ от 29.08.2025 № 1326
29.08.2025 опубликовано постановление Правительства РФ от 27.08.2025 № 1284, которое вносит изменения в требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к российской промышленной продукции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции».
Постановление корректирует перечень промышленной продукции и ее бальную систему оценки в разделе «VI. Продукция тяжелого машиностроения».
Постановление вступает в силу с 01.06.2027.
Документ: Постановление Правительства РФ от 27.08.2025 № 1284
Минфин России дал разъяснения по вопросу применения индекса потребительских цен (ИПЦ) при определении предельных цен на автомобили для нужд государственных и муниципальных заказчиков.
Ситуация возникла после внесения изменений в постановление Правительства РФ № 927 «Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг» постановлением № 889 от 12 июня 2025 года. Новая редакция допускает возможность увеличения предельных цен на автомобили при составлении ведомственных перечней путем умножения на индекс потребительских цен.
Минфин пояснил:
▪️предельные цены, установленные субъектами РФ и муниципалитетами, не могут превышать федеральные значения, закреплённые постановлением № 927;
▪️индексация предельных цен, предусмотренная п. 1(1) постановления № 927, может применяться не только на федеральном уровне, но и при формировании региональных и муниципальных обязательных перечней;
▪️заказчики при составлении ведомственных перечней обязаны руководствоваться региональными или муниципальными правилами нормирования.
Таким образом, субъекты и муниципалитеты получили возможность учитывать ИПЦ при расчёте предельных цен, но в рамках ограничений, установленных федеральным уровнем.
При этом Минфин не дал прямого ответа на вопрос — с какого момента следует начинать расчет индексации (2016 год, 2020 год или дата регионального акта).
Документ: Письмо Минфина России от 12.08.2025 № 24-06-06/78109
Позиция Минпромторга России про актуальность реестрового номера на всем жизненном цикле закупки сохраняется на протяжении примерно четырех последних лет. И вот судебное разбирательство по этому вопросу:
Суть разбирательства: поставщик привез товар (интерактивные панели) заказчику, но последний товар не принял и не оплатил по причине отсутствия действующего РН, так как товар к моменту передачи уже исключили из реестра.
На выходе АС Западно-Сибирского округа подтвердил правомерность одностороннего отказа заказчика от контракта, который к слову был на 52 млн руб.
Выводы суда:
1) нахождение товара в реестре – это обязательное требование к качеству. Если записи нет, заказчик вправе расторгнуть контракт;
2) заказчику следует отслеживать актуальность РН (в рассмотренном случае модель BM Stark Baikal Pro+ была исключена из реестра 04.04.2024);
3) участник закупки/поставщик отвечает за соответствие товара на дату его передачи/поставки заказчику;
4) доводы про рекомендательный характер писем Минпромторга России суд отклонил.
Вывод: проверяйте актуальность РН на этапе приемки товара в случае, когда нацрежим сработал и участник/победитель получил преимущество, новый виток в судебной практике однозначно запустит цепочку контрольных мероприятий по этому вопросу.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2025 N Ф04-2203/2025 по делу N А27-11862/2024
Источник: ПОНЯТНЫЕ ЗАКУПКИ | 44-ФЗ | 223-ФЗ | Анатолий Амбросов
Трекбэк с Вашего сайта.