Обзор новостей на 31.10.2025
Правительство подготовило проект поправок в постановление от 2 декабря 2017 года № 1465, регулирующее государственное ценообразование на продукцию по гособоронзаказу.
Документ предусматривает уточнение порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). В частности, предлагается установить, что ценовые предложения, поступившие от потенциальных поставщиков, не содержащие всех сведений, указанных в запросе госзаказчика, будут считаться непредставленными.
Проект постановления размещён для общественного обсуждения. Сбор замечаний и предложений продлится до 1 ноября 2025 года.
Документ: ID проекта 01/01/10-25/00161401
На сайте Министерства финансов России опубликован ежеквартальный отчёт о результатах мониторинга закупок, проводимых по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Документ включает сравнительный анализ показателей за аналогичный период прошлого года, обзор изменений законодательства и аналитические таблицы по ключевым направлениям.
1) Закупки по 44-ФЗ
По данным отчёта, в третьем квартале 2025 года зафиксированы:
– рост количества и стоимостного объёма размещённых закупок;
– увеличение доли закупок через механизм «электронного магазина» (ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
– рост числа участников из субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан и представителей государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения);
– увеличение объёма контрактов, заключённых с единственным поставщиком;
– достижение доли российских товаров в общем объёме поставок на уровне 65 %.
2) Закупки по 223-ФЗ
Мониторинг закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, показал:
– увеличение количества и объёма размещённых извещений;
– рост среднего числа поданных и допущенных заявок (наибольший показатель отмечен при запросах котировок);
– расширение участия субъектов МСП и увеличение объёма договоров, заключённых с ними.
Источник: Минфин России
Минфин России сообщил, как заказчикам, осуществляющим закупки по Закону № 223-ФЗ, подтверждать российское происхождение товаров, которые отсутствуют в реестре российской промышленной продукции (РРПП).
Если заказчик задекларировал, что закупаемые товары не включены в реестр, подтверждением их происхождения из Российской Федерации является указание в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения товара.
Указанное правило применяется только в том случае, если участник не предлагает товар, который на дату подачи заявки уже включён в реестр российской промышленной продукции.
Минфин также отметил, что Закон № 223-ФЗ не устанавливает порядок рассмотрения и оценки заявок, а также основания для их отклонения (за исключением положений статьи 3.4). Соответственно, заказчики определяют эти процедуры самостоятельно в своих положениях о закупке, руководствуясь принципами закона и постановлением Правительства РФ № 1875.
Документ: письмо Минфина России от 23.10.2025 № 24-07-08/102864
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществить закупку с неопределённым количеством закупаемых товаров, объемом выполняемых работ, услуг. При этом критерием правомерности такой закупки выступает именно невозможность определить такое количество или объем.
Однако заказчики нередко проводят закупку в рамках ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ и в тех случаях, когда количество товара им заранее известно. К примеру, в файлах, прикрепленных к извещению (согласно ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ) заказчики указывают так называемое «ориентировочное» количество. Представляется, что мотивом для раскрытия таких сведений выступает реализация принципа открытости и прозрачности (ст. 7 Закона № 44-ФЗ). Однако органы финансового контроля оценивают такие сведения иначе. Так, указание на ориентировочно количество в 90 000 пар бахил при закупке с неопределенным объемом было признано неправомерным. Если заказчику заранее известно количество (а он сам в письменном виде в этом сознался), оснований для применения ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ не имеется (см. решение Красноярской службы ФЭК и КЗ от 15.07.2025 №30/2025в (закупка № 0319200047425000069).
Отмечу, что использование механизма ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ нередко является стопором для участия поставщиков, опасающихся предвзятого отношения со стороны заказчика и риска включения в РНП (см. решение Кировского УФАС России от 08.09.2025 № 043/06/105-780/2025).
С учетом изложенного, автор рекомендует заказчикам оценивать риски при использовании ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.
Автор:Григорий Александров
Источник: Telegram-канал Рослэторг – Санкт-Петербург и Ленинградская область
Трекбэк с Вашего сайта.