Обзор новостей на 29.04.2025
Мониторинг закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (в рамках 223-ФЗ и специальных режимов) в I квартале 2025 года зафиксировал важные изменения как в количественных, так и в стоимостных показателях.
Основные результаты:
1) Снижение числа закупочных процедур: количество размещенных извещений снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что отражает общую тенденцию к оптимизации закупочной деятельности.
2) Рост стоимостного объема: несмотря на сокращение числа процедур, стоимостной объем закупок вырос. Это указывает на увеличение средней стоимости одного договора и, возможно, на переход к более крупным закупкам.
3) Конкурентность сохраняется: конкурентные способы закупок продолжают преобладать над неконкурентными, а состоявшиеся закупки — над несостоявшимися. Это подтверждает устойчивость прозрачных механизмов выбора поставщиков.
4) Запрос котировок в электронной форме — лидер: именно через электронный запрос котировок проводилось наибольшее количество конкурентных закупок, при этом среднее число заявок на такую закупку составило 2,15.
5) Среднее количество заявок:
– В конкурентных закупках — 2,06 заявки;
– В неконкурентных закупках — снижение до 1,67 заявки в среднем.
6) Структура закупаемых товаров и услуг:
– По количеству договоров лидируют закупки лекарственных препаратов.
– По стоимостному объему преобладают закупки услуг по посредничеству в денежно-кредитной сфере.
Выводы
Закупочная деятельность отдельных видов юридических лиц в I квартале 2025 года характеризуется сохранением конкурентных практик при одновременном укрупнении объемов закупок. Увеличение удельного веса крупных сделок и доминирование электронных процедур подтверждают тренд на цифровизацию и централизацию закупочной деятельности в корпоративном секторе.
Источник: Гражданский контроль госзакупок
Положение распространяется на договоры (контракты), заключённые по законодательству РФ между российскими экономическими субъектами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).
Поправками уточняются:
– перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению, подаваемому заинтересованным лицом для свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы;
– способы отправки заявления и прилагаемых документов в торгово-промышленные палаты;
– процессуальные нюансы аннулирования заключений ТПП России.
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что госконтракт на капитальный ремонт помещений поликлиники, заключенного на основании части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ без проведения конкурентных процедур у единственного поставщика (подрядчика) по постановлению правительства субъекта РФ может быть признан ничтожной сделкой по иску антимонопольного органа с применением последствий недействительности в виде односторонней реституции (возвращение подрядчиком денежных средств полученных за капремонт помещений).
Обоснование:
– заключение контракта у ЕП на капремонт на конкурентном рынке противоречит существу законодательного регулирования и посягает на публичный интерес, направленный на соблюдение единого порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;
– такой контракт посягает на публичные интересы, в том числе нарушает принципы контрактной системы в сфере закупок: принципы обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, эффективности осуществления закупок (статьи 8, 9, 12 Закона №44-ФЗ);
– Заказчиком не представлены сведения о сокращении количества подрядчиков, имеющих возможность выполнить указанные работы по контрактам вследствие действий недружественных государств и международных организаций;
– Заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки, являющейся объектом вышеуказанного Контракта;
– указанная закупка на проведение капремонта помещений у единственного поставщика не носит исключительный, экстраординарный характер, т.к. проведена на конкурентном рынке и такую закупку целесообразно провести конкурентным способом (см. письмо Минфина РФ от 15.02.2023 года №24-06-06/12571);
– нарушение требований Закона № 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель (подрядчик) не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 ГК РФ. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 24 апреля 2024 года №308-ЭС25-2845 по делу №А20-5623/2023
Документ: Решение АС Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2024 года по делу №А20-5623/2023
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.