Обзор новостей на 29.04.2025

 

⁠Мониторинг закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (в рамках 223-ФЗ и специальных режимов) в I квартале 2025 года зафиксировал важные изменения как в количественных, так и в стоимостных показателях.

Основные результаты:

1) Снижение числа закупочных процедур: количество размещенных извещений снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что отражает общую тенденцию к оптимизации закупочной деятельности.

2) Рост стоимостного объема: несмотря на сокращение числа процедур, стоимостной объем закупок вырос. Это указывает на увеличение средней стоимости одного договора и, возможно, на переход к более крупным закупкам.

3) Конкурентность сохраняется: конкурентные способы закупок продолжают преобладать над неконкурентными, а состоявшиеся закупки — над несостоявшимися. Это подтверждает устойчивость прозрачных механизмов выбора поставщиков.

4) Запрос котировок в электронной форме — лидер: именно через электронный запрос котировок проводилось наибольшее количество конкурентных закупок, при этом среднее число заявок на такую закупку составило 2,15.

5) Среднее количество заявок:

– В конкурентных закупках — 2,06 заявки;

– В неконкурентных закупках — снижение до 1,67 заявки в среднем.

6) Структура закупаемых товаров и услуг:

– По количеству договоров лидируют закупки лекарственных препаратов.

– По стоимостному объему преобладают закупки услуг по посредничеству в денежно-кредитной сфере.

Выводы

Закупочная деятельность отдельных видов юридических лиц в I квартале 2025 года характеризуется сохранением конкурентных практик при одновременном укрупнении объемов закупок. Увеличение удельного веса крупных сделок и доминирование электронных процедур подтверждают тренд на цифровизацию и централизацию закупочной деятельности в корпоративном секторе.

 

Документ: Ежеквартальный отчет по результатам мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц за I квартал 2025 г.

 

Источник: Гражданский контроль госзакупок

 

Положение распространяется на договоры (контракты), заключённые по законодательству РФ между российскими экономическими субъектами (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).

Поправками уточняются:

– перечень документов и сведений, прилагаемых к заявлению, подаваемому заинтересованным лицом для свидетельствования обстоятельств непреодолимой силы;

– способы отправки заявления и прилагаемых документов в торгово-промышленные палаты;

– процессуальные нюансы аннулирования заключений ТПП России.

 

Документ: Постановление Совета ТПП РФ от 15.04.2025 № 74-19

 

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что госконтракт на капитальный ремонт помещений поликлиники, заключенного на основании части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ без проведения конкурентных процедур у единственного поставщика (подрядчика) по постановлению правительства субъекта РФ может быть признан ничтожной сделкой по иску антимонопольного органа с применением последствий недействительности в виде односторонней реституции (возвращение подрядчиком денежных средств полученных за капремонт помещений).

Обоснование:

– заключение контракта у ЕП на капремонт на конкурентном рынке противоречит существу законодательного регулирования и посягает на публичный интерес, направленный на соблюдение единого порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд;

– такой контракт посягает на публичные интересы, в том числе нарушает принципы контрактной системы в сфере закупок: принципы обеспечения конкуренции, профессионализма заказчика, эффективности осуществления закупок (статьи 8, 9, 12 Закона №44-ФЗ);

– Заказчиком не представлены сведения о сокращении количества подрядчиков, имеющих возможность выполнить указанные работы по контрактам вследствие действий недружественных государств и международных организаций;

– Заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки, являющейся объектом вышеуказанного Контракта;

– указанная закупка на проведение капремонта помещений у единственного поставщика не носит исключительный, экстраординарный характер, т.к. проведена на конкурентном рынке и такую закупку целесообразно провести конкурентным способом (см. письмо Минфина РФ от 15.02.2023 года №24-06-06/12571);

– нарушение требований Закона № 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель (подрядчик) не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 ГК РФ. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.

 

Документ: Определение Верховного суда РФ от 24 апреля 2024 года №308-ЭС25-2845 по делу №А20-5623/2023

 

Документ: Решение АС Кабардино-Балкарской Республики от 11 июня 2024 года по делу №А20-5623/2023

 

Источник: Закупочная практика (44-ФЗ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, РНП, ВС РФ, ФАС, госзакупки, арбитраж, торги, жалобы в ФАС, закупки, иски в суд)

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.