Обзор новостей на 27.08.2020

 

Ведомство определило, как госзаказчик будет рассчитывать НМЦК, цену контракта с единственным поставщиком, начальную цену единицы товара (работы, услуги) при закупках медизделий. Предусмотрены некоторые исключения. Новые правила заработают 31 августа.

При каких закупках порядок не будет действовать

Утвержденный порядок не применяется для обоснования НМЦК при закупке медизделий:

– одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков — если это товары из иностранных государств, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102;

– поставляемых по гособоронзаказу;

– включенных в реестр российской РЭП — если заказчик установил ограничения на допуск иностранной продукции.

Новые правила не будут распространяться также на обоснование НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара) для закупок, извещения о которых размещены до 31 августа 2020 года.

Какие способы расчета цен будут использовать

Цены определят следующим образом:

– как средневзвешенное значение собранных заказчиком цен без учета НДС;

– методом сопоставимых рыночных цен — в случаях, предусмотренных п. 3 и п. 4 Порядка;

– с применением тарифного метода — при закупке изделий, для которых установлено государственное регулирование цен.

Заказчик сможет снизить полученное значение НМЦК исходя из имеющегося объема финансового обеспечения.

Как определить средневзвешенное значение цен

Заказчик будет использовать средневзвешенное значение для определения начальной цены единицы медизделия, а также цены за единицу медизделия, расходного материала, услуги по техобслуживанию медизделия, для которых не используется тарифный метод или исключительно метод сопоставимых рыночных цен. Это значение рассчитывается с помощью:

– метода сопоставимых рыночных цен;

– информации из реестра контрактов, подтверждающей исполнение участников в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек. Рассматривать будут контракты, заключенные по результатам конкурентных закупок и закупок у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с идентичным объектом закупки и сопоставимыми коммерческими и финансовыми условиями. Приоритет отдадут контрактам, исполненным на территории субъекта РФ заказчика или сопредельных с ним. Правопреемство не учитывается.

Когда используется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применяется:

– при закупке технических средств реабилитации, которые входят в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р;

– при расчете цены за единицу медизделия, расходного материала, услуги по техобслуживанию медизделия на период гарантийного срока;

– при закупке у единственного поставщика по п. п. 3, 6, 9, 11, 12, 35, 40, 41, 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Особенности расчета начальной цены за единицу при закупке расходных материалов и услуг по техобслуживанию

Потребность в расходных материалах и услугах по техобслуживанию на период гарантийного срока заказчик определит с учетом планируемой интенсивности эксплуатации медизделия.

К расходным материалам отнесли изделия и комплектующие, которые:

– используются при эксплуатации медизделия;

– обеспечивают применение медизделия в медицинских целях в соответствии с его функциональным назначением;

– содержатся в эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медизделие.

Для формирования стоимости расходных материалов и стоимости техобслуживания понадобится гарантийный срок (не менее 12 месяцев). Заказчик установит его в соответствии с эксплуатационной документацией на медизделие. Если необходимой информации нет, срок составит 24 месяца со дня передачи медизделия заказчику.

Вступление в силу

Утвержденный порядок заработает 31 августа 2020 года.

 

Документ: Приказ Минздрава России от 15.05.2020 N 450н

 

Источник: Государственный комитет республики Татарстан по госзакупкам

 

Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1235

Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1237

На проверочные мероприятия, начатые Казначейством и региональными/ муниципальными органами финнадзора с 24 августа текущего года, распространяются два новых федеральных стандарта внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля. А поскольку проверки органами ВФК проводятся в том числе в отношении учреждений, то самим учреждениям для уверенного отстаивания своих прав необходимо ориентироваться в новых правилах проведения ревизий, их оформления и обжалования результатов.

1. Стандарт “Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов”

Стандарт регламентирует назначение контрольного мероприятия и подготовку к его проведению, непосредственно проведение проверки, в том числе организацию необходимых экспертиз, а также оформление результатов контрольного мероприятия.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Причем решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято на основании анализа данных, содержащихся в информационных системах, по итогам рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, и по другим основаниям.

Стандарт предусматривает две формы проведения проверки – камеральная и выездная.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля. Кстати, напомним, в период ограничительных мер из-за пандемии коронавируса проверки органов финнадзора могут проводиться только с использованием средств дистанционного взаимодействия. Срок проведения камеральной проверки – не более 30 рабочих дней, а с учетом всех продлений срока – максимум 50 дней со дня получения контрольным органом по запросу информации, документов и материалов от учреждения в полном объеме.

Выездная ревизия проводится по месту нахождения учреждения, и срок ее проведения больше – до 40 рабочих дней, а с учетом всех продлений – до 60 дней. Оснований для продления срока проверки немного:

– получение в ходе ревизии информации, свидетельствующей о наличии у учреждения нарушений в рамках компетенции контрольного органа, требующих дополнительного изучения;

– наличие на территории учреждения обстоятельств непреодолимой силы: затопление, наводнение, пожар, землетрясение и т.п.;

– значительный объем проверяемых и анализируемых документов.

При подготовке и проведении контрольного мероприятия ревизоры могут запрашивать пояснения или предоставление доступа к информационным системам учреждения. Направить запрашиваемые сведения необходимо в электронном виде, кроме случаев, когда запросе оговорено представление на бумаге, одним из следующих способов:

– официальная электронная почта учреждения;

– съемный носитель информации;

– предоставление доступа к информационным ресурсам учреждения, и др.

Срок преставления информации по запросу:

– при проведении камеральной проверки – 10 рабочих дней со дня получения запроса;

– при проведении выездной проверки – не менее 3 рабочих дней.

Но и сам контрольный орган тоже обязан представлять учреждению документы в четко оговоренные сроки:

– копию приказа о назначении проверки – не позднее 24 часов до даты ее начала;

– запрос о представлении сведений – не позднее дня, следующего за днем его подписания;

– справку о завершении контрольных действий – не позднее последнего дня срока проведения проверки, указанного в приказе о ее проведении;

– иные документы – не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.

Какие контрольные действия могут проводить ревизоры при проверке:

а) Изучение документов:

– финансовых, бухгалтерских, отчетных,

– о планировании и осуществлении закупок,

– иных документов, содержащих информацию о деятельности учреждения;

б) Осмотр, инвентаризация, наблюдение, пересчет, контрольные обмеры, и др.

При этом может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники, в т.ч. измерительных приборов.

Не более чем через 15 рабочих дней после окончания проверочных мероприятий контрольный орган должен составить акт проверки. А еще в течение 15 рабочих дней со дня получения копии этого акта учреждение вправе направить ревизорам возражения по его содержанию.

2. Стандарт “Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц”

По новым правилам учреждение в течение 30 календарных дней может обжаловать решения и действия органов контроля при ими проверки, а несогласие с предписанием – в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Однако важно понимать, что подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения или действий органа контроля!

Подать жалобу возможно как в электронном виде через официальный сайт органа финнадзора, так и почтовой связью на бумажном носителе.

Контрольный орган обязан рассмотреть жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Возможно, потребуется запросить дополнительные материалы у учреждения – в этом случае течение 20-дневного срока будет приостановлено, но не более чем на 5 рабочих дней. Если же потребуется запросить материалы в других госорганах, 20-дневный срок может быть продлен не более чем еще на 20 рабочих дней.

Жалобу могут оставить и без рассмотрения. В числе причин для этого:

– истечение срока подачи жалобы,

– отсутствие документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу;

– неуказание в жалобе почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ;

– получение органом контроля информации, что жалоба по тем же основаниям и по тому же предмету находится в производстве суда, и др.

В таких случаях жалоба подлежит возврату учреждению в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления в орган контроля с указанием причин возврата.

В такой же срок – не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем принятия руководителем органа контроля решения по результатам рассмотрения жалобы, копия решения должна быть направлена учреждению – подателю жалобы.

 

Источник: Гарант

 

Унитарное предприятие осуществляет закупки в рамках Закона N 223-ФЗ.

Может ли предприятие выплатить аванс подрядчику, если договором аванс не предусмотрен и оплата по условиям договора производится в течение 45 дней после приемки выполненных работ? Является ли указанная оплата нарушением? Можно ли при исполнении договора дополнительным соглашением изменить порядок оплаты и предусмотреть аванс?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если это не противоречит положению о закупке заказчика, договору, документации о конкретной закупке, заказчик не лишен права выплатить подрядчику непредусмотренный договором аванс. Само по себе внесение изменений в договор при его исполнении, в том числе в части порядка оплаты, закону не противоречит и не может рассматриваться как основание для привлечения сторон договора к какой-либо ответственности. Однако мы не можем полностью исключить вероятность признания такого дополнительного соглашения недействительным.

Обоснование позиции:

1. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 711 Гражданского кодекса РФ, положениями которого согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в том числе руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Требовать от заказчика уплаты аванса либо задатка подрядчик вправе только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (п. 2 ст. 711 ГК РФ). В то же время Закон N 223-ФЗ не устанавливает порядок оплаты результатов исполнения договоров, заключенных унитарными предприятиями в соответствии с этим Законом, не запрещает установление аванса и не ограничивает его размер*(1). Более того, ни Закон N 223-ФЗ, ни ГК РФ не запрещают осуществление непредусмотренных договором авансовых платежей или поэтапной оплаты, и это не влечет какой-либо ответственности.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Как видим, положение о закупке в том числе определяет требования к порядку исполнения договора, заключаемого в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Таким образом, полагаем, если это не противоречит положению о закупке как правовому акту, регламентирующему закупочную деятельность заказчика, договору, извещению, документации о конкретной закупке, заказчик не лишен права выплатить подрядчику непредусмотренный договором аванс.

2. В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе (далее – ЕИС) и в реестре договоров, заключенных заказчиками.

Вместе с тем приведенные нормы не должны восприниматься как допускающие произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, не допускается изменение предмета такого договора (смотрите письмо Минэкономразвития России от 04.08.2015 N Д28и-2250). В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора. Поэтому, на наш взгляд, если необходимость изменения порядка оплаты обусловлена объективной необходимостью (то есть изменение не является произвольным), такое изменение не может рассматриваться как нарушение Закона N 223-ФЗ.

Кроме этого, как отмечалось выше, при решении вопроса о возможности внесения изменений в договор следует учитывать требования положения о закупке заказчика (п. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В том случае, если положение о закупке, а также договор, документация о конкретной закупке не предполагают возможность изменения условий договора, нельзя исключить, что такое изменение при определенных обстоятельствах будет расцениваться как нарушение законодательства о защите конкуренции и как основание для обжалования действий заказчика (сторон договора) на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Следовательно, полагаем, что если в данном случае это не противоречит утвержденному заказчиком положению о закупке, стороны вправе заключить соглашение и внести изменения в договор, установив условие о выплате аванса, даже если такая возможность прямо не предусмотрена положением о закупке, само по себе это не может рассматриваться как нарушение. Изложенное подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановление Четырнадцатого ААС от 14.07.2020 N 14АП-2859/20 по делу N А05-13473/2019, постановление Девятого ААС от 24.12.2019 N 09АП-71655/19, постановление Девятого ААС от 28.02.2019 N 09АП-3820/19, постановление Девятого ААС от 05.08.2016 N 09АП-32084/16, постановление АС Дальневосточного округа от 06.11.2014 N Ф03-4277/14 по делу N А80-486/2013, постановление Девятого ААС от 16.06.2015 N 09АП-15495/15, постановление Восемнадцатого ААС от 09.03.2017 N 18АП-16138/16). Информация об указанных изменениях должна быть своевременно размещена в ЕИС.

Однако, исходя из вышеописанного подхода, критерии правомерности изменения договора весьма оценочны, поэтому вопрос о том, нарушает ли изменение условий договора законодательство о закупках, в каждой конкретной ситуации в случае возникновения спора может быть решен только судом исходя из обстоятельств этой ситуации, условий документации о закупке и самого договора. В случае возникновения спора окончательное решение сможет принять только суд.

Добавим, что ст 7.32.3 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, не предусматривает каких-либо санкций для заказчика или контрагента в связи с изменением условий договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, вне зависимости от содержания изменяемых условий, существенности изменений, запретов или ограничений на внесение изменений в договор, содержащихся в положении о закупке, и иных обстоятельств (смотрите, например, постановление ФАС от 16.09.2016 N 17/66434/16).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Тимошенко Валерий

 

Источник: Гарант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.