Обзор новостей на 25.08.2025
Минпромторг России подготовил проект изменений в приказ № 7 от 9 января 2025 года, регулирующий порядок получения разрешений на закупку иностранных промышленных товаров при применении запрета.
Основные изменения:
– Расширен пакета данных — в заявке получение разрешения будет необходимо указывать количество и сроки поставки, этапы исполнения договора, сведения о заказчиках (с адресами и контактами), а также место поставки продукции.
– Может корректироваться объем товара. на который получено разрешение — решение может приниматься как в отношении всего объема, так и его части, если российский производитель способен закрыть лишь часть потребности.
– Поиск аналогов — закрепляется принцип подбора «схожего товара» по кодам ОКПД 2.
– Расширен круг заявителей — обращаться за разрешением сможет не только заказчик, но и головная организация в интересах своих дочерних обществ.
Срок действия разрешения – 18 месяцев либо до момента закупки всего объема. В отдельных случаях документ можно будет использовать повторно, если закупка признана несостоявшейся.
Общественное обсуждение проекта проводится до 2 сентября 2025 года
Документ: ID проекта 01/02/08-25/00159305 ID проекта 01/02/08-25/00159305
Начиная с 23.08.2025 в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ обновлен интерфейс реестра жалоб в личном кабинете контрольного органа в сфере закупок, а также реализованы следующие изменения:
– исключено использование справочника КЛАДР. Для указания места рассмотрения жалобы теперь используется государственный адресный реестр (ГАР)
– жалобы, размещенные до 01.04.2021, доступны только для просмотра в виде печатных форм, прочие функции для таких жалоб отключены
Подробнее с материалами по работе функционала можно ознакомиться в Базе знаний личного кабинета пользователя ГИС ЕИС ЗАКУПКИ.
Источник: ГИС ЕИС ЗАКУПКИ
Обзор административной практики ФАС России по спорным вопросам применения закона 44-ФЗ, предоставленный Екатериной Кузнецовой, замначальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России, на конференции ЭТП «Фабрикант».
ТОП нарушений по версии ФАС:
1) Неправомерные требования к лицензии
Часто встречается ситуация, когда заказчик требует у исполнителя лицензии, не относящиеся к предмету закупки. Классический пример — закупки услуг по содержанию объектов, где заказчики ошибочно требуют лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия.
2) Лишние квалификационные требования
Некоторые заказчики включают в документацию требования к исполнителю, которые не оправданы предметом закупки. Так, в одном из кейсов требовались дипломы сотрудников о прохождении курсов по работе с системой оповещения JEDIA — при том что реальной необходимости в этом не было.
3) Неправомерный допуск участников
Наиболее спорные вопросы связаны с применением Постановлений № 1875, № 2571 и № 2604. ФАС подчеркнула: опыт субподрядчика не может приравниваться к опыту генерального подрядчика, если субподрядчик не исполнял весь объём обязательств.
4) Завышенные требования к оборудованию
В практике ФАС встречаются случаи, когда заказчик предъявляет чрезмерные технические характеристики к оборудованию, используемому исполнителем. Например, требование наличия серверов с «не менее 256 ядрами» или жёсткие условия по составу строительных смесей. ФАС отметила: исполнитель вправе самостоятельно выбирать оборудование, если оно обеспечивает надлежащее исполнение контракта.
5) Ненадлежащее описание объекта закупки
Среди нарушений — отсутствие порядка подачи заявок на оказание отдельных услуг по требованию заказчика, а также укрупнение лотов. Часто заказчики объединяют в один лот товары и работы без технологической связи: например, строительно-монтажные работы и поставку офисной техники. Такая практика ограничивает конкуренцию и нарушает принципы защиты внутреннего рынка.
6) Ошибки при подтверждении опыта (ПП № 2571)
Расхождения между суммой контракта и суммой актов, нехватка документов, несоблюдение 20% объёма работ — это типичные основания для признания заявки несоответствующей.
7) Используемый и поставляемый товар
ФАС напомнила: если товар не передаётся заказчику и не ставится на бухгалтерский учёт (например, обои и клей при ремонте), требовать конкретные характеристики нельзя.
8) Новые разъяснения по ч. 63.1 ст. 112 44-ФЗ
При поставке оборудования вместе со строительными работами ФАС разграничивает «монтируемое» и «немонтируемое» оборудование: только то, что невозможно установить после завершения работ (например, инженерные системы), может закупаться в составе контракта.
9) Реестр недостоверных сведений
Заказчиков призывают тщательно перепроверять документы участников. Наличие компании в Реестре недостоверных сведений само по себе не является основанием для отклонения заявки, но заказчики получают официальную информацию о проблемных контрактах.
10) Товарные знаки
Указывать товарный знак можно только с оговоркой «или эквивалент» или в случаях несовместимости, а также при закупке запчастей. ФАС готовит отдельные разъяснения по этому вопросу — их публикация ожидается до конца недели.
Выводы
Презентация ФАС России показала: в большинстве случаев нарушения связаны не с умышленным ограничением конкуренции, а с формальными ошибками заказчиков при формировании документации и оценке заявок. Однако последствия таких ошибок серьёзны: от предписаний ФАС до административных штрафов по ст. 7.30.1 КоАП РФ.
Нужно внимательно прорабатывать закупочную документацию и ориентироваться на свежие разъяснения ФАС, чтобы не допустить даже формальных нарушений.
Документ: Административная практика ФАС России — обзор решений по спорным вопросам закупочной деятельности
ОТВЕТ
Нет, такой проект направляется в орган контроля автоматически с использованием ЕИС.
Обоснование: В соответствии с частью 6 статьи 99 Закона №44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 №1193 утверждены правила осуществления контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ (далее – Правила №1193).
Согласно подпункту «а» пункта 25 Правил №1193, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 6, 7, 10 – 14, 16, 17, 19, 22, 31 – 33, 35, 37 – 39, 47, 48, 54 – 56 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ заказчик до направления проекта контракта участнику закупки направляет в соответствующий орган контроля проект контракта, предусмотренный подпунктом «з» пункта 4 Правил №1193.
Подпунктом «з» пункта 4 Правил №1193 установлено, что объектом контроля является проект контракта, направляемый участнику закупки в соответствии с Законом №44-ФЗ без использования ЕИС.
В соответствии с частью 14 статьи 93 Закона №44-ФЗ с 01.04.2025 все контракты, заключаемые с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6, 6.1, 11, 12, 54, 55 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ должны быть оформлены в электронном виде посредством ЕИС.
По остальным основаниям, указанным в части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, указанное правило является правом.
При этом подпунктом «б» пункта 24 Правил №1193 установлено, что если при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с использованием ЕИС в соответствии с частью 14 статьи 93 Закона №44-ФЗ, проект контракта, направляемый участнику закупки с использованием ЕИС, направляется в орган контроля автоматически с использованием ЕИС при его направлении заказчиком для размещения в ЕИС.
Источник: РЕГУЛЯТОР ЗАКУПОК 74
Трекбэк с Вашего сайта.