Обзор новостей на 24.09.2025

 

Казначейство России в формате вебинара провело Всероссийское совещание, посвященное актуальным изменениям законодательства в сфере закупок и новым возможностям ГИС ЕИС ЗАКУПКИ версии 15.3.

Основные темы:

– новые возможности при проведении электронных процедур, заключении цифровых контрактов и дополнительных соглашений

– новации реестра контрактов

– обновление реестра принимаемых бюджетных обязательств

– развитие функционала электронного актирования, одностороннего отказа и претензионной переписки

– ГИС «Независимый регистратор»: расширение состава выписок

Некоторые наиболее интересные доработки:

– Информация о мерах национального режима будет отражаться не только в печатной форме извещения, но и в электронной;

– В 2025 году можно будет размещать закупки из плана-графика 2026-2028, при этом возможно в ИКЗ указать год размещения извещения – 2025;

– Появится блокирующий контроль при несовпадении стоимости всех позиций НМЦК;

– В цифровом контракте появится автоматическое применение антидемпинговых мер: если заполнить “да”, то сумма обеспечения рассчитывается автоматически, если – “нет” , то ручное заполнение;

– В информацию о поставщике можно добавить данные филиала;

– Реализована возможность заключения доп соглашений в случае реорганизации, в том числе, смены типа организации заказчика;

– Реализовано предупреждение о невозможности восстановления сведений после нажатия на кнопку “Отменить как недействительные”;

– с 02.08.2025 реализована возможность изменить реквизиты заказчика в реестре контрактов без заключения дополнительного соглашения через “Исправление сведений”;

– Односторонний отказ и претензионная переписка теперь вынесены в отдельный раздел;

– Появится блокирующий контроль на отмену закупки до исполнения выданного предписания;

– Доработки в части обязательной маркировки медизделий.

Материалы мероприятия доступны в Базе знаний личных кабинетов пользователей ГИС ЕИС ЗАКУПКИ.

 

Правительство планирует усилить поддержку отечественного программного обеспечения. Подготовлены поправки в постановление № 1875 от 23.12.2024 и в правила ведения реестра российского ПО (постановление № 1236 от 16.11.2015).

Ключевые изменения:

– Программы из реестра отечественного ПО, отмеченные как соответствующие требованиям к доверенному ПО, будут иметь приоритет в закупках по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

– Заявки с программами без такой отметки будут приравниваться к предложениям иностранного ПО.

– В реестре появятся дополнительные сведения:

– о соответствии ПО требованиям к доверенному;

– о совместимости не менее чем с двумя операционными системами из перечня доверенных.

Государственные компании обяжут ежегодно подтверждать коммерциализацию своих программных решений — это позволит оценить эффективность вложений государства.

Сроки:

– Общественное обсуждение проекта завершится 17 октября 2025 года.

– Если поправки примут, они вступят в силу 1 марта 2026 года и будут применяться к закупкам, объявленным с этой даты.

 

Документ: ID проекта 02/07/09-25/00160471

 

Победителей закупок, которые пропустили срок подписания договора, не включали в РНП по разным причинам. В одном случае уважительным поводом посчитали существенную ошибку в ценовом предложении, в другом – отказ банков в выдаче гарантии. Об этих и других полезных примерах читайте в обзоре от КонсультантПлюс.

Ошибка в ценовом предложении
АС Московского округа не увидел недобросовестности в поведении победителя, который не подписал договор из-за ошибки в ценовом предложении, поскольку тот:

– сразу сообщил заказчику об ошибке и пытался ее исправить через службу техподдержки;

– имел хорошую деловую репутацию и обладал производственными возможностями для изготовления продукции по договору.

Тюменское УФАС в похожей ситуации сведения о победителе в РНП включило. Контролеры отметили: если участник подал ценовое предложение, значит, подтвердил правильность и достоверность числовых значений в заявке. Неверное ее оформление – предпринимательский риск.

Отказ банка в выдаче гарантии
ФАС сочла отказ 14 банков выдать гарантию уважительной причиной пропуска срока подписания договора. Контролеры не увидели недобросовестности в поведении победителя, поскольку он оплатил товар, который следовало поставить по договору.

9-й ААС при сходных обстоятельствах пришел к иному выводу. Победитель не имел нужной суммы на счете, поэтому в качестве обеспечения выбрал независимую гарантию, но банки отказались ее выдать. Суд отклонил ссылку на этот довод и отметил:

– отказ банков выдать гарантию и отсутствие средств для внесения обеспечения деньгами не повод для того, чтобы не включать сведения в РНП;

– победитель не подтвердил документами невозможность подписать договор. Он не раскрыл причины отказа банков выдать гарантию. Факт отсутствия денег у победителя означает, что он не может гарантировать исполнение обязательств.

Поломка компьютера
Пермское УФАС не включило данные о победителе в РНП, так как подписать договор помешала поломка компьютера. Контролеры решили, что победитель не желал уклоняться от заключения сделки, поскольку:

– компьютер не работал в течение всего срока, который отведен для подписания договора. Это подтвердил акт выполненных ремонтных работ;

– победитель оформил гарантию в качестве обеспечения и представил сведения о наличии опыта исполнения договоров за последние 8 лет.

Омское УФАС решило, что поломка компьютера не мешает подписать договор. Контролеры учли, что победитель:

– не доказал, что договор нельзя было подписать на ином устройстве. По данным “независимого регистратора”, в дни, которые отведены для подписания договора, победитель совершал активные действия на ЭТП;

– сообщил заказчику о причинах неподписания договора спустя длительное время после ремонта.

Больничный ответственного сотрудника
Самарское УФАС не увидело недобросовестности в поведении победителя, который вовремя не подписал договор из-за больничного единственного уполномоченного лица. Контролеры учли, что победитель заранее оформил обеспечение, сообщил заказчику о причинах просрочки подписания договора в день открытия больничного и имел положительный опыт исполнения контрактов.

Оснований для включения в РНП при сходных обстоятельствах не нашло и Томское УФАС.

 

Источник: КонсультантПлюс

 

Заказчик объявил закупку услуг по разработке проекта санитарно-защитной зоны и потребовал от участников наличие лицензии в сфере гидрометеорологии. ФАС признала это нарушением Закона № 223-ФЗ, указав, что лицензия необходима лишь для части работ, составляющих менее половины объёма закупки. Кроме того, договор предусматривал возможность привлечения соисполнителей.

Суды трёх инстанций согласились с контролёром: требование о наличии лицензии допустимо только тогда, когда лицензируемый вид деятельности является самостоятельным объектом закупки. Если же лицензия нужна лишь на часть услуг, обязанность должна устанавливаться не для участника, а для исполнителя, который вправе привлечь субподрядчика с лицензией.

Аргументы заказчика о том, что требование обеспечивало дополнительные гарантии исполнения, суд признал несостоятельными. Верховный Суд РФ отказался пересматривать дело.

 

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2025 по Делу № А40-143982/2024

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.