Обзор новостей на 23.10.2025
Список банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, расширен до 211 кредитных организаций.
В перечень добавлено АО Банк «Венец».
Документ: Перечень банков от 21.10.2025
Минпромторг России подготовил проект изменений в Постановление Правительства РФ № 1875, предусматривающий расширение приложения № 2, в котором содержится перечень иностранных товаров, подпадающих под ограничение при закупках для государственных и муниципальных нужд.
Предлагается включить в список ещё три медицинских изделия:
– баллонные катетеры для ангиопластики;
– лекарственные стенты для коронарных артерий;
– металлические непокрытые стенты для коронарных артерий.
Ограничения будут применяться как к самостоятельным закупкам, так и к случаям, когда указанные изделия поставляются при выполнении работ или оказании услуг.
Если проект будет принят, изменения вступят в силу с 1 июля 2026 года.
Общественное обсуждение документа завершится 29 октября 2025 года.
Документ: ID проекта: 161276
Минфин России в письме от 09.10.2025 № 24-06-09/97749 разъяснил, что при применении мер национального режима в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, подтверждение происхождения автоматизированного рабочего места (АРМ) возможно только при наличии одной реестровой записи на весь комплект, а не на его отдельные составляющие.
Подход к подтверждению происхождения
Ведомство акцентировало, что национальный режим применяется к каждой позиции закупаемой продукции, исходя из соответствия наименования и кода ОКПД 2, указанных в Приложениях № 1 и № 2 к Постановлению № 1875. Эти приложения содержат перечни продукции, а не просто перечни кодов.
Если в техническом задании объект закупки обозначен как комплект (например, АРМ), то он должен подтверждаться реестровой записью в РРПП или ЕРПП ЕАЭС на комплект целиком.
Записи, оформленные на отдельные компоненты (монитор, системный блок, периферийные устройства), не являются достаточным подтверждением происхождения товара.
Поддержка позиции ФАС России
ФАС России согласилась с позицией Минфина, что закрепляет данный подход в административной и контрольной практике:
– При рассмотрении жалоб
– При проверке закупочной документации заказчиков
– При оценке соответствия заявок
Практические выводы
– Заказчики обязаны требовать подтверждение происхождения на комплект целиком, если объект закупки описан как АРМ.
– Участники закупок должны предоставлять реестровую запись на готовое изделие (комплект), идентичное по составу и коду ОКПД 2 закупаемому товару.
– Использование записей на отдельные элементы может привести к отклонению заявки и спорам о соблюдении условий национального режима.
Документ: Письмо Минфина РФ от 09.10.2025 № 24-06-09/97749
Источник: Вергунова о закупках
К таким выводам пришла судебная практика. Отмечу, что в соответствии с п. 7 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от15.11.2017 N 1380 (далее – Особенности, ПП РФ № 1380), При описании лекарственных препаратов, не включенных в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в описании объекта закупки используется информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащаяся в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенном на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. При этом результаты определения взаимозаменяемости публикуются как в ЕСКЛП, так и в ГРЛС (в виде Перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов). Антимонопольная практика уже сформировала подход о том, что если препараты признаны взаимозаменяемыми, их лекарственные формы эквивалентны. Иными словами, заказчик обязан учитывать такие лекарственные формы при подготовке описания объекта закупки.
Однако оставался вопрос: эти лекарственные формы – обязательный минимум или не редактируемый максимум? Суды дали ответ на этот вопрос: обязательный минимум.
Так, АС МО указал, что сведения, содержащиеся в ЕСКЛП, имеют на сегодняшний день справочный характер, их применение возможно при рассмотрении заявок на участие, однако при этом следует иметь в виду, что перечень лекарственных препаратов в данном справочнике-каталоге не является исчерпывающим (см. постановление АС Московского округа от 20.05.2025 по делу № А40-126407/2024).
Аналогичный подход и в части дозировок. АС ЦО рассматривал спор о допустимости указания в качестве эквивалентных дозировок Инсулин гларгин 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл. Участник закупки полагал, что такие действия незаконны (ст. 17 Закона №135-ФЗ): препараты с дозировкой 300 ЕД/мл должны закупаться отдельно ввиду существования препаратов единственного производителя, а в дозировке 100 ЕД/мл –нескольких. Также отмечу, что согласно сведениям о взаимозаменяемости лекарственных препаратов в ГРЛС отсутствуют подтверждения взаимозаменяемости препаратов в указанных дозировках. Однако суды с позицией участника закупки не согласились, указав на право заказчика самостоятельно определять требования к характеристикам закупаемого товара и наличие аналогов в рамках каждой дозировки 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл (см. АС Центрального округа от 26.03.2025 по делу № А83-2199/2024).
Таким образом, заказчик обязан использовать результаты определения взаимозаменяемости при подготовке описания объекта закупки согласно п. 7 Особенностей, однако не обязан ограничиваться приведенными в ЕСКЛП или Перечне взаимозаменяемых препаратов, опубликованном в ГРЛС, лекарственными формами и дозировками.
Автор: Григорий Александров
Источник: Telegram-канал Рослэторг – Санкт-Петербург и Ленинградская область
Трекбэк с Вашего сайта.