Обзор новостей на 23.05.2025

 

Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что договоры, заключённые в рамках Постановления Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 615, не могут использоваться участниками закупок для подтверждения опыта при установлении дополнительных требований по позициям 10 и 15 Приложения к Постановлению № 2571 от 29 декабря 2021 г.

Постановлением № 615 регулируется особый порядок закупок, проводимых в целях реализации функций регионального оператора по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Как отмечает ФАС, такие договоры не относятся к контрактам, заключённым в соответствии с Законами № 44-ФЗ или № 223-ФЗ. В связи с этим они не могут быть приняты в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, установленным заказчиком по Постановлению № 2571.

 

Документ: письмо ФАС России от 16.05.2025 № ГР/45776/25

 

Заказчики неверно описывали объект закупки, применяли необъективный порядок оценки заявок и не допускали участников к закупкам с доптребованиями без достаточных оснований. Подробнее об этих ошибках читайте в обзоре от “Консультант-Плюс”.

1) Неверное описание объекта закупки

Заказчик проводил аукцион на поставку медизделий – противопролежневых систем с надувным матрасом. В описание объекта закупки включили много характеристик, но не указали длину и ширину матраса.

ФАС оштрафовала должностное лицо заказчика на 3 000 руб., поскольку недостатки описания объекта закупки мешали участникам корректно рассчитывать ценовые предложения.

Другой заказчик приобретал тренажер-манекен и использовал для описания объекта закупки параметры конкретной модели.

ФАС решила, что описание товара незаконно сформировали под единственного производителя. Доказательством нарушения сочли в том числе то, что все участники закупки предложили тренажер одной и той же фирмы.

2) Необъективный порядок оценки заявок

При оценке квалификации заказчик применял показатель “Наибольшая цена одного из исполненных контрактов”. Предельное максимальное значение характеристики составило 56% НМЦК.

ФАС сочла порядок оценки необъективным. Участников, которые исполняли крупные контракты, приравняли к менее опытным лицам. Это противоречит принципам контрактной системы, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение.

3) Необоснованный отказ в допуске

Участника аукциона на строительство линейного объекта отстранили за несоответствие доптребованиям. По мнению заказчика, заявка содержала неполный комплект документов для подтверждения квалификации – в ней не было разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

ФАС признала отклонение заявки незаконным. Участник предоставил в том числе номер реестровой записи контракта на сопоставимые работы. Заказчик мог найти нужные документы в ЕИС.

 

Источник: КонсультантПлюс

 

Минпромторг России в письме от 15.05.2025 № 53728/12 указал:

– в рамках применения подпункта «а» пункта 3 постановления № 1875 заказчик учитывает, как установленные примечаниями к приложению к постановлению № 719 показатели локализации, так и значения совокупного количества баллов, установленные в целях осуществления закупок в рамках Законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Иными словами, совокупное количество баллов учитывается не только «для целей осуществления закупок», а во всех случаях, установленных примечаниями к приложению к постановлению № 719.

– актуальность реестровых записей должна быть обеспечена как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта (договора), в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на этапе исполнения контракта (договора);

– в случае отсутствия в заявке на участие в закупке сведений о совокупном количестве баллов, но при наличии таких сведений в соответствующей реестровой записи, такая заявка не может быть отклонена.

Минфин России в письме от 21 мая 2025 года № 24-06-09/49988 высказал иную позицию относительно подтверждения российской продукции в рамках национального режима по постановлению Правительства РФ № 1875. Ведомство подчеркнуло: значение имеет исключительно тот показатель балльной оценки, который предусмотрен для целей закупок. Баллы, используемые для других целей, например, при получении господдержки, не учитываются.

Таким образом, Минфин разъяснил: для подтверждения российской продукции в закупках важны только баллы в целях осуществления закупок.

Согласно разъяснениям, наличие товара в реестре российской промышленной продукции само по себе недостаточно. Участник закупки должен указать номер реестровой записи, содержащей сведения о совокупном количестве именно “закупочных” баллов, подтверждающих выполнение необходимых производственных операций на территории России — если такая информация предусмотрена для соответствующего товара в постановлении № 719.

Учитывая, что Письмо 15.05.2025 №53728/12 адресовано в адрес ЦА Федеральной антимонопольной службы, в ближайшее время ожидаем официальную позицию контрольного ведомства по данному вопросу.

 

Комиссия заказчика по осуществлению закупок согласовала заключение договора с единственным исполнителем на выполнение работ. Один из членов такой комиссии имел заинтересованность в сделке, поскольку являлся участником компании – исполнителя.

Прокурор оспорил договор в суде и предъявил требование о возврате компанией полученных денежных средств заказчику.

Суд первой и апелляционной инстанций признали сделку ничтожной, но в реституции отказали. Они обратили внимание на то, что договор уже исполнен обеими сторонами. Результат работ вернуть исполнителю невозможно, а при возврате заказчику денежных средств в отсутствие встречной компенсации будет нарушен баланс интересов.

Кассация с такими выводами не согласилась и отметила:

– суд вправе не применять последствия недействительности сделки, если их применение будет противоречить основам правопорядка или нравственности (п. 4 ст. 167 ГК РФ);

– признание ничтожной сделкой договора, заключённого с явным существенным нарушением требований Закона № 223-ФЗ, свидетельствует о выполнении исполнителем работ в отсутствие договора;

– в данном случае договор заключался при недобросовестном поведении сторон, в целях обхода закона с противоправной целью, с нарушением принципов конкуренции и публичных интересов. Такая сделка ничтожна;

– неверный вывод судов о невозможности применения реституции фактически позволяет исполнителю, нарушившему публичный правопорядок, извлекать преимущество из своего незаконного поведения.

Суд признал сделку ничтожной и взыскал с исполнителя оплату работ, выполненных в отсутствие договора.

 

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 23.04.2025 по Делу А05-1204/2024

 

Источник: Фабрикант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.