Обзор новостей на 18.11.2022

 

При подготовке проектной документации подрядчик выявил, что объем работ отличается от условий закупки. Он приостановил исполнение и попросил заказчика согласовать допработы или расторгнуть сделку по соглашению.

Заказчик посчитал, что допработы учли в контракте, и потребовал завершить проект. Акты на работы, которые выполнили по факту, не подписал. Позднее он обратился в суд, чтобы расторгнуть контракт и взыскать неустойку.

Три инстанции заказчика не поддержали:

– подрядчик заранее сообщил заказчику о препятствиях, приостановил работы. Он принял все меры для надлежащего исполнения контракта и действовал добросовестно;

– заказчик вовремя не решил вопросы, которые возникли у подрядчика. Это не позволило выполнить работы в срок. Поскольку последний не виноват в просрочке, оснований для неустойки нет.

В практике есть пример, когда суды тоже не взыскали с подрядчика неустойку за просрочку, поскольку тот пытался выполнить работы вовремя, но заказчик медленно реагировал на его запросы и затягивал сроки согласования нужных данных.

 

Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.11.2022 по делу N А45-2569/2022

 

Источник: КонсультантПлюс

 

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. N 2057

 

Согласно новому п. 10.1 Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13, если по условиям контракта на выполнение проектных и изыскательских работ, строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, оплачиваемому за счет средств федерального бюджета, аванс подлежит казначейскому сопровождению, обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере, не превышающем:

– 20% НМЦК, уменьшенной на размер аванса, в случае если НМЦК составляет менее 1 млрд руб.;

– 15% НМЦК, уменьшенной на размер аванса, в случае если НМЦК составляет 1 млрд руб. и более.

Аналогичные правила установлены подп. “е” п. 4 требований к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2017 N 190, п. 11 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2017 N 1451, подп. “п” п. 17 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.11.2017 N 1453.

Указанные изменения вступают в силу 24 ноября текущего года.

 

Источник: Система ГАРАНТ

 

Вопрос: Возможно ли участие взаимозависимого лица (дочерней организации) в конкурентных закупках головной компании по Закону N 223-ФЗ?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Само по себе участие в конкурентной закупке упомянутого в вопросе лица не противоречит закону. Однако при определенных обстоятельствах заключение заказчиком договора с таким лицом может быть квалифицировано как действие, нарушающее законодательство о защите конкуренции.

 

Обоснование позиции:

Согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Заказчик, руководствующийся Законом N 223-ФЗ, самостоятельно определяет требования к участникам закупки и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям в положении о закупке, с учетом требований об их обоснованности и измеряемости критериев соответствия им, следующих из пп. 2, 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Частью 6 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

По существу аналогичные принципы закреплены в чч. 1, 5 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), которые запрещают совершение заказчиком, руководствующимся Законом N 223-ФЗ, действий, ограничивающих конкуренцию, при проведении любых конкурентных закупок.

Ни Закон N 223-ФЗ, ни Закон N 135-ФЗ, ни иные нормативные акты прямо не ограничивают возможность участия в конкурентной закупке лиц, каким-либо образом аффилированных с заказчиком, включая хозяйственные общества, решения которых заказчик имеет возможность определять в силу преобладающего участия в их уставном капитале (ст. 67.3 ГК РФ). В ряде случаев из этого исходят и антимонопольные органы, которые при оценке того обстоятельства, что в конкурентной процедуре участвовало аффилированное с заказчиком лицо, учитывают наличие либо отсутствие соответствующего запрета/ограничения в положении о закупке, которым руководствуется заказчик (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 июля 2021 г. N 8-01/174, а также решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 января 2021 г. N 075/01/17-294/2021). В последнем из приведенных примеров антимонопольный орган указал, что по смыслу ст. 17 Закона N 135-ФЗ не допускается участие в конкурентной закупке лиц, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный подход представлен в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2019 г. N 03АП-1650/19*(1). Практика показывает, что нарушением законодательства о защите конкуренции может быть признано участие в конкурентной закупке лица, входящего в одну группу лиц с заказчиком (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 мая 2020 г. N 029/01/17-376/2019). Однако примеров, где бы на предмет соответствия законодательству о защите конкуренции оценивалось именно участие в закупке дочернего хозяйственного общества заказчика, мы не обнаружили.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 40 постановления от 4 марта 2021 г. N 2 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства”, пп. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на допуск к участию в конкурентных закупках в том числе любых лиц, которым заказчик имеет фактическую возможность давать обязательные для исполнения указания или иным образом определять их действия. Осуществление фактического контроля возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков связанности (например, через прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении). При установлении такого контроля судам необходимо проверить, насколько значительным было влияние связанного с ним лица на принятие решений, касающихся участия в обязательной процедуре, конкурентной закупке.

Как видно из формулировки приведенных разъяснений, одного лишь участия заказчика в уставном капитале участника закупки недостаточно для вывода о нарушении ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Оценке ситуации на предмет наличия нарушения должна предшествовать проверка того, насколько значительным было влияние заказчика на принятие участником решений, касающихся участия в конкурентной закупке. В отсутствие четких критериев для такой проверки ее результаты определяются конкретными обстоятельствами и в значительной мере основаны на оценочном суждении правоприменителя. Кроме того, в п. 39 вышеупомянутого постановления подчеркивается, что правила ст. 17 Закона N 135-ФЗ применяются к конкурентным закупкам постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. Иными словами, нормы Закона N 223-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону N 135-ФЗ (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 8 июля 2021 г., письмо ФАС России от 04.09.2017 N ИА/60890/17), что, на наш взгляд, может рассматриваться как основание для учета содержания положения о закупке при оценке правомерности участия в закупке аффилированного с заказчиком лица.

Таким образом, как нам представляется, само по себе участие в конкурентной закупке упомянутого в вопросе лица не противоречит закону. Однако при определенных обстоятельствах заключение заказчиком договора с таким лицом может быть квалифицировано как действие, нарушающее законодательство о защите конкуренции.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.