Обзор новостей на 17.12.2025

 

12.12.2025 Минфином России размещен обновленный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, которые вправе выдавать независимые гарантии для обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств по закупкам.

В указанный перечень добавлен Азия-Инвест Банк (АО).

 

Документ: Перечень банков

 

15.12.2025 опубликован Федеральный закон от 15.12.2025 № 471-ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Законом предусмотрено, что головной исполнитель и исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу обязаны предоставлять промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Положения Закона применяются начиная с предоставления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за первое полугодие 2026 года.

 

Документ: Федеральный закон от 15.12.2025 № 471-ФЗ

 

Минпромторг России разъяснил особенности определения начальной (максимальной) цены контракта при применении национального режима в закупках в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875.

В письме, подготовленном в ответ на обращение департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края, ведомство напомнило: подпункт «в» пункта 7 постановления № 1875 устанавливает специальные правила расчёта НМЦК при использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), если объект закупки включает товары из позиций 1–145 приложения № 1 и (или) 1–433 приложения № 2 к постановлению.

Минпромторг указал, что при определении идентичности и однородности таких товаров в соответствии с частями 13 и 14 статьи 22 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе учитывать исключительно товары, происходящие из государств — членов ЕАЭС.

При этом:

– идентичными признаются товары с одинаковыми основными характеристиками, при возможном игнорировании незначительных отличий во внешнем виде;

– однородными — товары со сходными характеристиками и компонентами, способные выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми, с учётом в том числе качества, репутации на рынке и страны происхождения.

Отдельно разъяснён порядок сбора ценовой информации. Заказчик обязан направить запросы о предоставлении информации о цене не менее чем трём субъектам деятельности в сфере промышленности, сведения о которых включены в государственную информационную систему промышленности. Если таких субъектов менее трёх, запросы дополнительно направляются поставщикам товаров из государств ЕАЭС, информация о которых содержится в реестре контрактов ЕИС.

В случае если требуемая информация о ценах не получена, метод анализа рынка применяется с использованием информации о ценах, предусмотренной частью 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. К такой информации, в частности, относится общедоступная информация о рыночных ценах, а также сведения, полученные по итогам размещения запросов цен в ЕИС.

 

Документ: письмо Минпромторга России № 139713/12 от 10.12.2025

 

Источник: ДРКС Краснодарского края

 

1) Если работы по благоустройству не связаны с осуществлением работ в отношении объектов капитального строительства, то применение резерва средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2 % при установлении НМЦК является необоснованным.

Методика № 421/пр направлена на регулирование отношений, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом объектов капитального строительства, то есть неотъемлемым признаком применения Методики № 421/пр является выполнение работ, непосредственно направленных на объекты капитального строительства – на их создание, изменение, снос.

(см. Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2025 по делу № А56-97433/2025)

2) В отношении работ по ремонту объекта капитального строительства установление резерва средств на непредвиденные работы и затраты действующим законодательством не предусмотрено.

Аналогичный вывод содержится в постановлении АС Уральского округа от 20.02.2024 по делу № А07-36098/2021, постановлении 18ААС от 20.10.2023 по делу № А07-36098/2021 (см. Решение АС Архангельской области от 01.12.2025 по делу № А05П-61/2025).

3) Если фактически выполненные подрядные работы не связаны с возведением объектов капитального строительства и их реконструкции, то принимая положения пункта 3 Методики 421/пр, ее применение при определении НМЦК для данной закупки является неверным (см. Решение АС Томской области от 12.11.2025 по делу № А67-7600/2025).

4) Довод заказчиков о том, что в Методике № 421/пр отсутствует запрет на включение резерва средств на непредвиденные работы в работы по благоустройству (или текущему ремонту объектов капстроительства) является несостоятельным, основанным на неверном толковании Методики № 421/пр, которая в пункте 179 устанавливает виды работ, при которых устанавливается резерв средств.

Работы по благоустройству или текущему ремонту объектов капстроительства в данный перечень не входят. В данном случае, увеличение заказчиками НМЦК путём включения в локальный сметный расчёт непредвиденных затрат в размере 2% является неправомерным, поскольку в отношении указанных работ установление резерва средств на непредвиденные работы и затраты не предусмотрено (см. Постановление 12ААС от 18.11.2025 по делу № А12-30790/2024).

 

Источник: Закупочная практика. Авторский канал Александра Кулакова: госзакупки 44-ФЗ, 223-ФЗ, защита от РНП, решения ВС РФ, жалоба в ФАС

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.