Обзор новостей на 16.06.2025
11.06.2025 опубликовано постановление Правительства РФ от 10.06.2025 № 879, которое вносит изменения в постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, регулирующее порядок предоставления национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ и Закона № 223‑ФЗ.
В частности, постановлением:
– уточнен порядок подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации и государств-членов ЕАЭС, включая закупки в рамках государственного оборонного заказа
– дополнен перечень случаев, при которых защитные меры в виде запретов, ограничений или преимуществ не применяются к ряду закупок товаров для выполнения работ или оказания услуг
– установлено предоставление преимуществ в отношении отечественных лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
– уточнены требования к описанию объектов закупки, являющихся товарами при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд
– расширен перечень кодов ОКПД 2 для товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливается запрет и перечень которых предусмотрен приложением № 1 постановления № 1875
– уточнен запрет замены российского товара при исполнении контракта на лекарственные препараты
– до 31.12.2025 предусмотрено неприменение защитных мер в виде запретов в отношении большинства промышленных товаров, ограничений и преимуществ при закупках заказчиками, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса
– расширен перечень медицинских изделий, страна происхождения которых подтверждается сертификатом по форме СТ-1 вместо номера реестровой записи из реестра российской промышленной продукции
– внесены изменения в положение о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок российских товаров
Кроме того, постановлением скорректированы требования по указанию информации о стране происхождения товара, регламентированные:
– постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132
– постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 656
– постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 657
– постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60
Постановление вступает в силу с 19.06.2025.
Документ: постановление Правительства РФ от 10.06.2025 № 879
10.06.2025 опубликован приказ ФАС России от 17.03.2025 № 174/25 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 13.10.2015 № 955/15 «О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».
Приказом вносятся следующие изменения:
– снижен до 500 млн рублей ценовой порог закупок по Закону № 44-ФЗ, жалобы, обращения по которым рассматриваются центральным аппаратом ФАС России
– изменена подведомственность рассмотрения жалоб, обращений территориальными органами ФАС России
– дополнен перечень случаев рассмотрения обращений центральным аппаратом ФАС России при направлении сведений в реестр недобросовестных поставщиков
Приказ вступает в силу с 21.06.2025.
Документ: приказ ФАС России от 17.03.2025 № 174/25
29 мая 2025 года Верховный Суд РФ вынес решение по делу № АКПИ25-158, подтвердив законность позиции Минфина, изложенной в письме от 13.03.2025 № 24-03-09/24756.
Министерство финансов в своем разъяснении указало, что Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность указания в заявке нескольких стран происхождения товара. В письме приводятся основания, по которым рассмотрение такой инициативы не планируется.
В решении Верховного Суда отмечается:
– Закон № 44-ФЗ использует формулировку «страна происхождения» в единственном числе, что исключает указание множественности стран в заявке участника закупки.
– Выводы Минфина не противоречат Таможенному кодексу ЕАЭС, поскольку последний не регулирует отношения в сфере закупок.
– Правила определения происхождения товаров (утверждены Решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49), допускающие группировку стран, применимы при определении происхождения товара, но не на этапе подачи заявки.
– Поскольку указание страны происхождения является существенным условием контракта (в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ), отсутствие согласия сторон по данному вопросу делает договор незаключенным.
– Указание страны происхождения товара в заявке не требует наличия товара у участника на момент подачи, но обязывает его обеспечить достоверность предоставляемой информации.
– Доводы административного истца о возможности указания нескольких стран (в связи с многоадресным производством медицинских изделий, отраженным в регистрационном удостоверении) отклонены судом.
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что ошибка победителя закупки при заполнении заявки в электронном виде на закупку товара и указании ошибочно неверной одной из характеристик товара, что повлекло затем невозможность поставки этого товара с ошибочно указанной характеристикой, не является основанием для отказа в поставке товара с ошибочно указанными характеристиками, влечет односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта в случае непоставки этого товара и включение информации о Поставщике в РНП.
Было бы неверно полагать, что победитель закупки, проводимой в соответствии с Законом о контрактной системе, может самоустраняться при выявлении ошибки в заполнении электронной документации закупки от проверки ее содержания на предмет соответствия требованиям документации о закупке и Закона о контрактной системе и исходить из ее соответствия таким требованиям, основываясь лишь на факте подписания контракта с ошибочной характеристикой товара заказчиком, и в связи с этим не исполнять подписанный по результатам электронной процедуры контракт.
ВАЖНО: Законом о контрактной системе обязанность по надлежащему исполнению контракта возложена на победителя закупки, в связи с чем предприниматель должен был контролировать надлежащее выполнение такой обязанности, в том числе в части обеспечения поставки товара с характеристиками, содержащимися в заключенном контракте.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 21 мая 2024 года №305-ЭС25-4839 по делу №А40-55366/2024
АС Московского округа от 28 февраля 2025 года по делу №А40-55366/2024
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.