Обзор новостей на 15.12.2025
Правительство РФ скорректировало критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории России. Изменения внесены в раздел III приложения к Постановлению № 719 и вступают в силу со дня официального опубликования.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2025 № 2017 обновлены условия признания российской продукции по коду ОКПД2 29.10.59.130 (шасси, базовые самоходные машины, прицепы и полуприцепы).
Ключевые изменения:
– Уточнены формулировки, касающиеся использования базовых шасси и самоходных машин: теперь прямо закреплено, что такие шасси и базовые машины должны быть произведены на территории Российской Федерации.
– Расширен перечень технологических операций, которые должны выполняться в РФ либо с применением оборудования, произведённого в государствах — членах ЕАЭС.
Постановление Правительства РФ № 2017 применяется со дня его официального опубликования (13.12.2025).
Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2025 № 2017
В реестрах СРО появится расширенный набор сведений, в том числе:
– информация о персонале
– количество и данные профильных работников, включая специалистов, допущенных к работам на опасных, технически сложных и уникальных объектах. Будут указываться сотрудники иных квалификаций, если их наличие требуется нормативно.
– сведения о договорах
– число заключённых и исполненных договоров, в том числе по результатам конкурентных процедур, а также размеры обязательств по ним.
– платежи и ограничения
– даты внесения взносов в компенсационный фонд и сведения о приостановлении права выполнять работы.
До 01.09.2026 г. СРО вправе вести реестры по прежним правилам.
Новые требования не распространяются на договоры, заключённые до 01.03.2026 г. вне конкурентных процедур.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2025 г. № 1880 вступает в силу 01.03.2026 г.
Документ: Постановление Правительства РФ от 25.11.2025 г. № 1880
Заказчики безосновательно отклоняли заявки, устанавливали неправильный порядок их оценки, неверно формировали лот. Подробнее об этом в обзоре от КонсультантПлюс.
Отклонение заявок без оснований для этого
Участник предложил товар конкретного производителя. По запросу заказчика последний сообщил, что такую продукцию он больше не делает. Заявку отклонили из-за предоставления недостоверных сведений.
Контролеры не согласились с отклонением: участник подтвердил фотографиями наличие товара, который предложил в заявке. Он приобрел его ранее.
Суд апелляционной инстанции поддержал контролеров.
Неправильный порядок оценки заявок
Для оценки опыта участникам следовало представить договоры стоимостью минимум 100 млн руб. каждый. Предел – 5 договоров. Если участник представит 5 сделок и более, то он получит максимальные 5 баллов.
Контролеры посчитали, что порядок оценки не позволяет выявить победителя, который лучше всех исполнит договор. Так, за 1 сделку на сумму 500 млн руб. присвоят 1 балл, а за 5 сделок по 100 млн руб. каждая – 5 баллов. Кроме того, заказчик не учитывает договоры с меньшей ценой.
Суд поддержал контролеров.
Неверное формирование лота
По условиям закупки подрядчику в короткий срок следовало выполнять ремонт на объектах в разных регионах.
Контролеры не согласились с формированием лота:
◆ ремонт мог потребоваться одновременно на объектах, которые значительно удалены друг от друга;
◆ укрупнение лота увеличило объем работ, НМЦД, суммы обеспечения заявки и договора, что ограничивает конкуренцию.
Источник: КонсультантПлюс
Согласно части 2 статьи 8 Закона №44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона №44-ФЗ.
К таким требованиям подлежат отнесению и требования, установленные в части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, которой предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ установлено, что участником закупки может быть лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.
Исходя из положений части 9 статьи 31 Закона №44-ФЗ заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта, если обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в частях 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона №44-ФЗ.
Нарушение требований части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ влечет ничтожность государственного контракта на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ (пункт 10 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016).
Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 27.11.2025 №Ф03-3719/2025 установил:
…принимая во внимание наличие вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, установив, что договоры заключены обществом в нарушение установленного законом запрета, исключающего возможность его участия в закупочной процедуре, поскольку на момент заключения договоров общество не соответствовало требованиям пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ, что явилось прямым нарушением закона, посягает на публичные интересы, суды правомерно признали договоры недействительными по признаку ничтожности…
Обращаем внимание, что если в ходе исполнения контракта установлено, что участник закупки перестал соответствовать требованиям статьи 31 Закона №44-ФЗ (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Закона №44-ФЗ), заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ).
Источник: РЕГУЛЯТОР ЗАКУПОК 74
Трекбэк с Вашего сайта.