Обзор новостей на 13.02.2026

 

Внесены изменения в Порядок формирования и направления заказчиком сведений для включения в реестр контрактов, содержащих государственную тайну (в том числе в сфере гособоронзаказа).

 

Что изменилось

– Подписание и направление сведений

Уточнены особенности подписания и передачи информации в реестр. Исключено требование прикладывать карточку с образцами подписей к лицевым счетам (п. 3 Порядка).

– Новые коды причин изменений

Расширен перечень кодов оснований изменения условий контракта. Добавлен код 110 — для случаев исправления сведений без изменения условий контракта (п. 5).

– Уточнение состава сведений

Конкретизированы требования к указанию даты заключения контракта, цены, сроков исполнения и иных данных (п. 5).

 

Дополнительные нововведения

– Минобороны России должно формировать дополнительные сведения по госконтрактам в рамках ГОЗ — в разрезе каждого этапа исполнения и каждой поставки (п. 5.26).

– Если по итогам проверки Федеральное казначейство выявит несоответствия, сведения в реестр не включаются, заказчику направляется протокол нарушений. При этом возвращать представленные сведения орган Казначейства больше не обязан (п. 8).

– Отменено требование оформлять выписки и протоколы на бумажном носителе (п. 11).

– В новой редакции изложены приложения № 1 и № 2 к Порядку.

Изменения вступают в силу с 1 марта 2026 года.

 

Документ: Приказ Федерального казначейства от 12.01.2026 № 1н

 

Минфин России рассмотрел обращение о необходимости заключения контракта с единственным поставщиком по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с использованием порядка, установленного ч. 14 ст. 93 Закона.

Ведомство напомнило, что не даёт официальных разъяснений и не оценивает конкретные хозяйственные ситуации. Вместе с тем Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы изложил следующую позицию.

Частью 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность заключения контракта с использованием ЕИС в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона.

При этом при заключении контракта по основаниям, предусмотренным пп. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе формировать информацию и документы проекта контракта без использования ЕИС — за исключением цены контракта и идентификационного кода закупки (ИКЗ).

Таким образом, заключение контракта по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с использованием ЕИС является правом заказчика, а не его обязанностью.

Если заказчик принимает решение использовать механизм ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, он вправе формировать проект контракта вне ЕИС, кроме сведений о цене и ИКЗ, которые должны быть сформированы в системе.

 

Документ: Письмо Минфина России от 21 января 2026 г. № 24-06-09/3177

 

Письмом ФАС России от 10.02.2026 г. № ГР/9863/26 обозначена граница между допустимостью проведения закупок малого объёма без ограничений и обходом от конкурентных торгов.

Разъяснения касаются нормы, вступившей в силу с 01 января 2026 года согласно которой заказчики вправе заключать несколько контрактов на однородные или идентичные товары, работы и услуги по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если соблюдаются установленные ценовые и годовые лимиты.

Основные тезисы письма ФАС России:

– с 01.01.2026 г. выступила в силу ч. 15 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, которая прямо допускает заключение нескольких контрактов на однородные либо идентичные товары, работы и услуги в пределах установленных ограничений по цене и годовому объему закупок.

– Закон № 44-ФЗ не содержит прямого запрета на “дробление закупок”, но предусматривает лимиты, в рамках которых заказчик вправе осуществлять несколько закупок у единственного поставщика.

– проблемным является не сам факт неоднократных закупок, а случаи, когда заказчик искусственно дробит единую сделку (например, ремонт одного объекта или установку оборудования по одному адресу) для получения формальной возможности закупки у единственного поставщика вместо проведения конкурентных процедур.

– такие действия могут быть квалифицированы как уклонение от торгов и привести к ограничению конкуренции, что подлежит оценке уже по нормам Закона № 135-ФЗ в частности, по ст. 16 и ч. 4 ст. 11.

Контролеры будут оценивать не количество контрактов, а наличие единой сделки и цели заказчика. Если дробление используется как способ уйти от конкурентной процедуры — особенно при закупке работ по одному объекту или услуг в рамках единого комплекса — это уже может квалифицироваться как ограничение конкуренции и антиконкурентное соглашение.

 

Документ: письмо ФАС России от 10.02.2026 № ГР/9863/26

 

В силу п. 4 Правил использования КТРУ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

– наименование товара, работы, услуги;

– единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

– описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

 

При этом в случаях, указанных в п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик не вправе дополнить описание объекта закупки дополнительными сведениями. Однако при наличии достаточного числа характеристик в позиции КТРУ, заказчик может из них сформировать описание, соответствующее товару единственного производителя.

 

Правомерно ли это, если учесть многочисленные письма ФАС России о необходимости наличия 2-х аналогов?

Антимонопольные органы не раз отвечали на данный вопрос утвердительно (См. решения Воронежского УФАС России от 16.07.2025 № 036/06/42-871/2025, Мурманского УФАС России от 18.07.2025 по делу № 051/06/106-446/2025 и др.). И вот данный вопрос был вынесен на судебное усмотрение.

Арбитражный Суд Поволжского округа подтвердил правомерность таких действий.

Суд пришел к выводу, что использование Заказчиком сведений из КТРУ, формируемого специально уполномоченным органом, в том числе с целью исключения ограничения конкуренции, отсутствие указания дополнительных требований к оборудованию, не предусмотренных КТРУ, не только полностью соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, но законодательству о защите конкуренции и непосредственно Закону № 135-ФЗ и не может рассматриваться антимонопольным органом, как ограничение конкуренции при проведении закупки. Отсутствие на рынке товара, описанное по КТРУ, которое не распространяется на 2 производителей не свидетельствует о том, что Заказчик ограничил конкуренцию, поскольку функционал объекта закупки выбирался исходя из имеющегося в КТРУ (См. постановление АС Поволжского округа от 09.10.2025 по делу № А55-1684/2025).

 

Иными словами, в судебной практике сформирована презумпция правомерности установленных заказчиком характеристик, при условии, что он ограничился только сведениями из позиции КТРУ. Подтверждать, что таким характеристикам соответствуют 2 и более различных производителя заказчик не обязан.

 

Автор: Григорий Александров

 

Источник: Telegram-канал Рослэторг – Санкт-Петербург и Ленинградская область

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.