Обзор новостей на 13.01.2020

 

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО “Консультант Плюс”.

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20.12.2019.

По новым правилам будут иначе согласовывать контракты с единственным поставщиком, требовать страну происхождения товара, проводить малые закупки через электронные площадки в большем объеме, закупать с помощью электронного запроса котировок. Поправки приняла Госдума, теперь их рассмотрит Совет Федерации.

Закупать с помощью электронного запроса котировок можно будет больше и быстрее

Сколько можно будет закупить с помощью электронного запроса котировок

Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Ограничение относительно СГОЗ останется почти без изменений: годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10% от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб.

Как изменятся правила опубликования извещения

У участника будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.

Что участник закупки должен будет включить в заявку

Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.

Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.

Также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один – протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Как сократятся сроки заключения контракта

Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.

Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен.

Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.

Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе

У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган

Обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней.

Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо

Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:

– закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

– открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

– электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

– электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;

– запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;

– запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку таких закупок

В срок рассмотрения обращения контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.

Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

Будет больше возможностей для проведения электронных малых закупок

Как ограничена возможность провести электронную малую закупку

Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Отметим, что годовой объем таких закупок остался без изменений. Полагаем, что закупки в электронной форме будут в него входить, поэтому придерживаться стоит таких лимитов:

– 5% от СГОЗ и пятьдесят млн руб. – для закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

– 50% от СГОЗ и тридцать млн руб. – для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Как будет проходить малая закупка в электронной форме

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:

– наименование и характеристики товара;

– товарный знак (при наличии);

– наименование страны происхождения;

– документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;

– цену за единицу товара;

– предлагаемое максимальное количество товара;

– срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;

– информацию об участнике;

– документы о его соответствии требованиям законодательства;

– декларацию о его соответствии требованиям Закона N 44-ФЗ;

– решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.

У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.

Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.

 

Источник: Консультант

 

Ликвидация ГУПов и МУПов — это реформа для обеспечения конкуренции. Она началась с 08.01.2020, со вступлением в силу Федерального закона № 485-ФЗ от 27.12.2019. По состоянию на 01.01.2020 зарегистрировано 16 867 унитарных предприятий, но ликвидируют не всех.

Какие ГУПы и МУПы продолжат работать

В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях прямо не указано: проектные ГУПы не ликвидируются или ликвидируются. Установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать для работы или жизнедеятельности:

– органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;

– естественных монополий;

– в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

– за пределами территории России; в районах Крайнего Севера;

– с радиоактивными отходами;

– по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.

Под исключения попали унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.

По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Можно ли создать новое ГУП, не ликвидируя старое, — не всегда. Во-первых, работает общий запрет на создание ГУПов и МУПов, а во-вторых, до 2025 необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения. Если сомневаетесь, 485-ФЗ изменил и закон о защите конкуренции. Он включил в нее ст. 35.2. В ней указано, что органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности.

 

Продолжение в источнике: Госконтракт

 

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.11.2019 по делу № А56-115357/2018

Участники дела

ООО «СтройАктив» против УФАС по Санкт-Петербургу

Резюме эксперта

На выбор подрядчика может влиять в т. ч. и его деловая репутация. Заказчик заинтересован в наиболее квалифицированном исполнителе по контракту, поэтому требование закупочной документации о предоставлении сертификата деловой репутации в соответствии с ГОСТом не является излишним или незаконным. А то, что заказчик принимал результаты оценки только двух конкретных систем добровольной сертификации (разработанных двумя организациями), само по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.

Обстоятельства дела

Санкт-Петербургское ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции» провело запрос предложений на право заключения контракта по достройке поликлиники. В закупочной документации учреждение определило порядок оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки», используя в т. ч. показатель деловой репутации, индекс которого исчислялся по ГОСТу. Для подтверждения соответствия ГОСТу следовало предоставить копию сертификата от одной из двух указанных заказчиком систем добровольной сертификации.

ООО «НордСтрой 3», не участвовавшее в конкурсе, пожаловалось на такой порядок оценки заявок в УФАС. Регулятор признал жалобу обоснованной и предписал учреждению аннулировать закупку.

Суды двух инстанций не нашли нарушений, посчитав, что заказчик с учетом своих нужд и потребностей, а также объекта закупки правомерно установил требование о предоставлении сертификатов, выданных в соответствии с ГОСТом. Суды отметили, что спорное требование не препятствует участию в конкурсе, не предрешает его исход и не создает преимуществ конкретному лицу.

Однако кассация с ними не согласилась и признала, что порядок оценки необоснованно ограничивает количество участников закупки:

– заказчик указал конкретные системы добровольной сертификации, хотя для оценки заявок можно было использовать данные из других систем сертификации;

– наличие сертификата не означает, что у участника более высокая квалификация или он может предложить лучшие условия исполнения контракта;

– такая система оценки ставит участников закупки в неравное положение с теми участниками, у которых меньший опыт работ, но есть преимущество при оценке заявок лишь из-за наличия сертификата.

Победитель конкурса «СтройАктив» обратился с жалобой в ВС РФ.

Решение СКЭС ВС РФ и его обоснование

Коллегия оставила в силе акты первых двух судебных инстанций, отменив постановление кассации и сделав следующие выводы.

1. Требование предоставить сертификат соответствия ГОСТу не противоречит Закону № 44-ФЗ, его цель – определить наиболее квалифицированного исполнителя. Кроме того, к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия сертификата: его отсутствие не служило основанием для отклонения заявок, а было одним из критериев оценки.

2. То, что заказчик указал две конкретные системы сертификации, само по себе не говорит об ограничении доступа к участию в закупке. УФАС не доказало, что это условие установлено, чтобы предоставить преимущества отдельным участникам закупки.

3. «НордСтрой 3», жалобу которого удовлетворило УФАС, не участвовал в закупке и не пытался получить сертификат соответствия. Поэтому у антимонопольного органа не было оснований полагать, что компания не победила в закупке из-за угрозы применения к ней спорного критерия оценки и, соответственно, что действия заказчика нарушили ее права и законные интересы.

 

Источник: Конкуренция и право

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.