Обзор новостей на 11.09.2023

 

08.09.2023 на Официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2023 № 1443, которое вносит следующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

– исключает положение о том, что заявки на участие в закупке не должны содержать предложения о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– исключает обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) предоставлять заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 № 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссией ‎от 23.11.2020 № 105 соответственно.

Кроме того, постановление устанавливает новые правила закупки электрических инвалидных колясок иностранного производства.

Соответствующие изменения также внесены в следующие нормативные правовые акты:

– постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».

Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, т.е.с 19.09.2023

 

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2023 № 1443

 

Верховный суд РФ разъяснил, что при осуществлении закупок муниципальными унитарными предприятиями с привлечением через администрацию района средств соответствующего бюджета (в виде субсидии), определение поставщиков и заключение соответствующих договоров купли-продажи топлива должно осуществляться конкурентными способами в порядке, установленном 44-ФЗ.

Поэтому заключение муниципальными унитарными предприятиями (МУП) при привлечении средств бюджета (в виде субсидии в целях компенсации убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению) договоров с единственными поставщиками по 223-ФЗ на поставку угля преследует цель обхода проведения конкурентных процедур, предусмотренных данным законом, что, в свою очередь, ведет к нарушению прав третьих лиц (потенциальных поставщиков) и нарушает публичные интересы (поскольку при отсутствии конкурентной закупочной процедуры не определялись наилучшие условия исполнения контракта).

В указанных действиях Администрации района и МУПов через которые осуществлялись закупки топлива у ЕП на средства бюджета полученные в виде субсидий содержатся признаки нарушения статьи 16 №135-ФЗ.

Согласно части 2.1 статьи 15 № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 № 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе: без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, при привлечении средств соответствующего бюджета должны руководствоваться нормами Закона № 44-ФЗ.

ВАЖНО: Наличие в Законе о контрактной системе правовой возможности осуществления закупок малого объема у единственного поставщика не означает предоставления заказчикам права использовать данный способ закупки с целью уклонения от проведения торгов и искусственного «дробления» единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения.

 

Документ: Определение Верховного суда РФ от 05 сентября 2023 года №303-ЭС23-15671 по делу №А73-15422/2022

Решение АС Хабаровского края от 09 января 2023 года по делу №А73-15422/2022

 

Источник: Закупочная практика

 

Заказчик отклонил гарантию, поскольку документ среди прочего не разрешал направлять требование о выплате в электронной форме. Победителя признали уклонившимся.

Контролеры и суд сочли действия заказчика законными: гарантия не соответствовала извещению и Закону N 44-ФЗ. Победитель потребовал вернуть комиссию за выдачу обеспечения, но банк отказал.

Три инстанции деньги взыскали:

– победитель не согласовывал текст гарантии, значит не обязан проверять ее на этапе оформления;

– комиссию платят не за выдачу формального документа, а за обеспечение исполнения контракта;

– гарантия содержала отлагательное условие — заключение сделки. Договор с банком считали заключенным лишь после подписания контракта. Этого не произошло. Из-за чего сорвалась сделка с заказчиком, неважно;

– банк обязан обеспечить соответствие гарантии Закону N 44-ФЗ. Он этого не сделал.

К сходным выводам АС Московского округа приходил и раньше.

В практике есть пример, когда суды не взыскали с банка комиссию, так как именно победитель обязан проверять текст гарантии перед тем, как направлять заказчику. Позицию поддержал и ВС РФ.

 

Документ: Постановление АС Московского округа от 28.08.2023 по делу N А40-266990/2022

 

Источник: КонсультантПлюс

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.