Обзор новостей на 12.05.2021
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Определение и обоснование цены контракта, заключаемого в рамках закупки малого объема, необходимо при осуществлении такой закупки на электронной площадке в порядке, установленном законом, независимо от размера такой цены. При осуществлении же закупки на основании указанных пунктов без использования электронной площадки либо с использованием ее в ином порядке, определение и обоснование цены контракта не нужно.
Обоснование вывода:
С 1 апреля 2021 года вступили в силу изменения в пп. 4, 5 ч. 1 и новая ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, регулирующие порядок закупки у единственного поставщика на (торговой) электронной площадке (далее – ЭП). Такие закупки ранее предусматривались разного рода подзаконными нормативными актами. При этом порядок закупки регулировался исключительно регламентом соответствующей ЭП.
Действующая редакция пп. 4 и (для отдельных категорий заказчиков) 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по выбору заказчика, без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах той же части, в зависимости только от суммы закупки – 600 тыс. руб. (данное ограничение не распространяется на закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства) и доли в совокупном годовом объеме закупок (не выше 10% и 50 млн. руб. для п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и не выше 50% и 30 млн. руб. для п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). С 1 апреля 2021 года указания относительно суммы закупки дополнены указанием “либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме”.
В соответствии же с первым абзацем ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка товара в случаях, предусмотренных пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн. руб.
Как видим, наблюдается некоторое несоответствие между указаниями приведенных норм, поскольку пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ говорят, казалось бы, об определенной сумме или суммовом диапазоне, в то время как ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, на которую эти пункты ссылаются, говорит только о максимальном размере соответствующей суммы. При буквальном последовательном прочтении приведенных норм получится, что заказчик вправе проводить закупки у единственного поставщика на ЭП только на сумму 3 млн. руб. ровно, что представляется абсурдом. Кроме того, в принципе закупка у единственного поставщика может быть осуществлена в электронной форме без использования ЭП – путем обмена документами, скрепленными электронными подписями, по электронной почте. Однако первый абзац ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ говорит, что “закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, в следующем порядке…” и большая ее часть посвящена именно регулированию порядка проведения такой закупки на электронной площадке.
Поэтому мы полагаем, что при разработке дополнения к тексту пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ была допущена ошибка юридической техники и, по нашему мнению, имеется в виду не только “на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи”, но также “и в порядке, установленном указанной частью”.
Подтверждение этому, на наш взгляд, можно найти в указаниях ч. 15 ст. 34, ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, устанавливающих в отношении, помимо прочих, контрактов, заключенных на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, исключение из обязанности применять требования к форме и содержанию контрактов и обязанности передавать сведения о заключенных контрактах в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и включающих с 1 апреля 2021 года исключение из исключения в отношении “контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона”, а не “на сумму, установленную” указанной частью.
Исходя из сказанного, по нашему мнению, следует делать вывод, что и в указании ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ относительно определения и обоснования цены контракта допущена ошибка юридической техники: это необходимо делать при заключении на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контрактов не “на сумму, указанную в ч. 12”, а “в порядке, установленном” этой частью. Тем более что, как указывалось выше, ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ устанавливает только максимальный предел суммы закупки, осуществляемой в соответствии с этой частью, а потому при буквальном последовательном прочтении этих норм получается, что определение и обоснование цены необходимо при заключении на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ любых контрактов, поскольку их цена по определению будет меньше максимального предела. Однако в таком случае непонятно, зачем же тогда делалась оговорка относительно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При прочтении же в соответствии с предложенным подходом определение и обоснование цены контракта при осуществлении закупки на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ необходимо при осуществлении закупки в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть на ЭП, независимо от суммы, при осуществлении же закупки без использования ЭП, определение и обоснование цены контракта не нужно. Полагаем, что это косвенно подтверждается указанием подп. “в” п. 3 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ о том, что извещение о закупке у единственного поставщика на электронной площадке должно содержать, помимо прочего, “начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей”, что предполагает наличие расчета такой цены с учетом указанных факторов.
К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось, правоприменительная практика по нему по понятным причинам пока не сложилась. Сказанное является нашим экспертным мнением.
К сведению:
Во-первых, ни пп. 4, 5 ч. 1, ни ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не содержат оговорок об увеличении общей суммы закупок, осуществляемых на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупок на ЭП. Отсюда следует, что право, например, осуществить закупку на предельную сумму закупки на ЭП – 3 млн. руб. фактически получат только те заказчики, общий лимит закупок которых по любому отдельному соответствующему пункту, исчисленный по общему правилу, превышает указанный размер.
Во-вторых, в пп. 4, 5 ч. 1 и новой ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ говорится именно и только о закупке товаров, но не работ, и не услуг. Следовательно, в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на ЭП может осуществляться только закупка товаров. Это не значит, что закупки на ЭП работ и (или) услуг неправомерны, но на них не распространяются рассмотренные выше нормы, в том числе повышенный предельный размер цены контракта.
В-третьих, закупки товара у единственного поставщика, осуществляемые на ЭП, не в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, также не могут рассматриваться как закупки в соответствии с этой частью, даже если речь идет о закупке на электронной площадке, определенной подзаконным актом органа исполнительной власти, и на такие закупки также не распространяются рассмотренные выше нормы, в том числе повышенный предельный размер цены контракта. Поэтому, полагаем, после вступления в силу новой редакции пп. 4, 5 ч. 1 и ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ такие подзаконные нормативные акты и регламенты ЭП должны быть сверены с новыми нормами и при необходимости приведены в соответствие с ними.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Источник: ГАРАНТ.РУ
3 декабря 2020 г. Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным были подписаны два постановления, предусматривающие перечень товаров, в отношении которых установлены минимальные доли закупок таких товаров и порядок их достижения заказчиком.
Механизм квотирования вводится, как для государственных (муниципальных) заказчиков, работающих по Федеральному закону от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), так и для юридических лиц с государственным участием, осуществляющих закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»(далее – ПП РФ№ 2014) для целей достижения минимальной доли закупок учитываются российские товары и товары, происходящие из государств-членов Евразийского экономического союза, включенные в соответствующие реестры, размещаемые на ГИСП.
Пунктом 3 ПП РФ № 2014 установлены особенности определения: начальной (максимальной) цены (далее – НМЦК) контракта; цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок.
Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ запрос о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в ГИСП.
Как рассчитать НМЦК в соответствии с требованиями ПП № 2014 с помощью ГИСП:
Шаг 1. Найти интересующую продукцию в Реестрах, размещенных в ГИСП. Доступен поиск по наименованию, ОГРН, ОКПД2 и ТНВЭД.
• Реестр евразийской промышленной продукции;
• Реестр промышленной продукции, произведенной на территории России;
• Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Шаг 2. Отправить запрос о цене поставщику промышленной продукции, используя контактные данные в карточке промышленного предприятия ГИСП. При направлении запроса рекомендуем руководствоваться функциональными, техническими, качественным, эксплуатационными и иными характеристиками товаров, размещенных в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (при наличии таковых сведений).
• В случае отсутствия достаточного количества компаний для определения НМЦК (менее 3х) или отсутствия сведений об организациях в ГИСП:
1) зафиксировать, что нужная информация отсутствует или представлена не в полном объеме (сделать скриншот из ГИСП) в целях будущего обоснования для отчета о невыполнении установленной минимальной доли;
2) направить информацию об отсутствии необходимых сведений в ГИСП в Минпромторг России на почту: Metod@minprom.gov.ru
Шаг 3. Получить коммерческое предложение от поставщика и рассчитать начальную (максимальную) цену контракта в «общем порядке» по ст.22 Закона № 44-ФЗ.
Источник: Государственная информационная система промышленности
Минфин России разместил для общественных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», которым предлагается перевести работу Реестра недобросовестных поставщиков в электронную форму и в значительной степени ее автоматизировать.
В пояснительной записке к проекту указано, что он устанавливает:
– порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр;
– требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
– порядок рассмотрения обращения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
– основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении;
– порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике в реестр либо решения об отказе в таком включении;
– порядок исключения из реестра информации, предусмотренной ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.
Проект предусматривает, что документооборот между заказчиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр переводится в электронную форму с использованием Единой информационной системы в сфере закупок.
Источник: Конкуренция и право
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.