Обзор новостей на 11.02.2020
Уполномоченный орган – это государственный или муниципальный орган, который организует и проводит закупки для распорядителей бюджетных средств. Также уполномоченным органом может быть казенное учреждение. Определяет понятие и закрепляет функции уполномоченного органа статьи 3 и 26 Закона № 44-ФЗ.
Уполномоченный орган берет на себя обязанность по осуществлению закупок от заказчика на основании соглашения, которое они заключают. Заказчики могут передать в этом соглашении часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Вообще передать часть полномочий от заказчика уполномоченному органу – это удобно. Уполномоченный орган создает единую комиссию по закупкам и при помощи своих сотрудников рассматривает заявки участников, принимает решение о допуске или отказе в допуске заявок, формирует и размещает в ЕИС протоколы.
Таким образом, заказчик несет ответственность только за подготовку документации о закупке, обосновании НМЦК и заключении контракта. Всю остальную ответственность несет уполномоченный орган. Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органам определяется решением о том, что такой орган создан и функционирует на территории определенного города, региона или страны.
Функции уполномоченного органа в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ
– Разрабатывает типовые шаблоны документаций о закупках, проекты контрактов;
– Осуществляет прием проектов документов заказчиков в соответствии с установленными формами;
– Принимает решение о создании комиссий по закупкам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города, определяет и утверждает их состав, порядок работы, назначает председателей комиссий;
– Участвует в работе комиссий;
– Участвует в рассмотрении жалоб в ФАС и осуществляет подготовку материалов для претензионной работы;
– Приостанавливает процедуры по осуществлению закупок;
– Контролирует объемы закупок заказчиков у субъектов малого предпринимательства;
– Оказывает заказчикам содействие в подготовке обязательного общественного обсуждения закупки товара, работы или услуги;
– Принимает участие и утверждает требования к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг и нормативным затратам на обеспечение функций заказчика и размещает их в ЕИС;
– Проводит мониторинг закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города;
– Размещает утвержденную документацию об электронном аукционе, конкурсную документацию, извещение о запросе котировок, извещение о запросе предложений в ЕИС;
– Проводит совместные закупки для различных заказчиков, если у них есть потребность в идентичных товарах, работах, услугах.
Чем отличается уполномоченный орган от уполномоченного учреждения
Отличие уполномоченного органа от уполномоченного учреждения в рамках Закона № 44-ФЗ не прослеживается. Везде в законе эти понятия идут через запятую, то есть приравниваются по смыслу друг к другу. Скорее всего, уполномоченное учреждение имеет меньше по составу сотрудников, чем уполномоченный орган. Это определяется внутренним приказом учреждения, как и функции, которые на него возложены.
Источник: ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ
Что спросили
— Мы не стали указывать в заявке товарный знак, хотя подразумевали конкретный бренд, так как товар должен быть совместим с оборудованием заказчика. Выиграли закупку, наш товар имеет название и соответствует всем техническим характеристикам из извещения, но заказчик предупредил, что не примет его, ведь в заявке был товар без названия. Что делать?
Что ответили
Посмотрим на ситуацию с позиции всех участников.
Позиция заказчика
1. На этапе рассмотрения заявок заказчик не отклонил заявку с товаром без торговой марки, ведь характеристики были в порядке. Но он считает, что по закону может принять только товар без торговой марки, как и указано в заявке победителя.
2. Заказчик опирается на п. 15 ст. 95 44-ФЗ, где сказано, что он обязан расторгнуть контракт, если товар не соответствует установленным извещением требованиям к нему.
3. Победителю предлагают подписать допсоглашение к контракту и поставить товар улучшенного качества, указав конкретную торговую марку.
Позиция победителя закупки
1. 44-ФЗ так формулирует эту норму: «Товарный знак должен быть указан при его наличии». То есть нужно было его указать.
2. Поставлять товар «улучшенного качества» невыгодно. Победитель согласен подписать допсоглашение, в котором были бы указаны конкретные модели поставляемого товара, но без «улучшения» технических характеристик из заявки.
Позиция экспертов
1. Действительно, закон не требует от участников точно указывать, какой бренд он поставит. Он не обязан иметь на складе нужное количество товара. Антимонопольная служба разъясняла свою позицию на сайте.
2. Если поставщик указал в своей заявке товарный знак, то должен поставить товар именно с этим товарным знаком. Если не указывает товарный знак, а только технические характеристики, то поставляет товар с любым товарным знаком.
3. Принимая товар, заказчик должен ориентироваться на товарно-технические характеристики.Товарный знак не относится к функциональным, качественным характеристикам товара. Эту позицию ФАС подтверждает в письме.
Наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара.
4. Указывайте товарный знак, если точно знаете, какой товар будете поставлять. Например, чтобы он был совместим с имеющимся оборудованием или когда наличие товарного знака обязательное условие для соответствия ГОСТу (как в постановлении арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2019 по делу А27-20949 2018).
Источник: Контур.закупки
На сайте ФАС России размещен видеообзор судебной практики центрального аппарата ведомства за IV квартал 2019 г. в области госзакупок. Представляет обзор начальник правового отдела Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Ольга Горбачева.
В обзор вошли четыре дела.
1. Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-188750/2019 (нарушение п. 2 ч. 6 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ).
В ФАС России поступила жалоба на установление заказчиком в документации противоречивых сведений в отношении цены контракта. Так, в документации было установлено, что в случае если победитель не является плательщиком НДС, в том числе находится на УСН, расчеты за выполненные работы производятся с учетом коэффициента перерасчета, рассчитанной как соотношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком, без учета суммы НДС.
С точки зрения антимонопольного ведомства, такая формулировка неправомерна, поскольку участником закупки может являться любое юридическое лицо, вне зависимости от системы налогообложения.
Кроме того, не допускается снижение цены контракта в зависимости от системы налогообложения, применяемой тем или иным участником закупки.
2. Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-146460/2019.
Заказчик отказал участнику в заключении контракта, поскольку тот попросил исключить из проекта контракта фразу «включая НДС», поскольку не являлся плательщиком НДС.
ФАС России признала действия заказчика нарушением Закона № 44-ФЗ. Ведомство поддержал суд, указав, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта, с приложением подтверждающих применение УСН документов, заказчику необходимо исключить это условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием «НДС не облагается» с указанием оснований.
Служба обращает особое внимание на то, что федеральными органами исполнительной власти разработаны типовые контракты, в которых предусмотрена вариативность цены контракта в зависимости от применяемой победителем закупки системы налогообложения: включая НДС и без учета НДС. При этом сумма контракта от налогообложения участника не меняется.
Читайте также о решении ВС РФ по теме в нашем обзоре судебной практики по антимонопольным спорам.
3. Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-250900/2019 (нарушение ч. 5 ст. 24, п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ).
В этом споре суд дал оценку нарушениям заказчика при проведении закупки на проведение работ по капитальному ремонту. Заказчик вместо проведения электронного аукциона выбрал способ проведения закупки «открытый конкурс в электронной форме». ФАС России признала это нарушением, поскольку работы, которые были предусмотрены в рамках выполнения данной закупки, были включены в аукционный перечень.
Также антимонопольный орган установил, что проектная документация и смета не были размещены в ЕИС. Заказчик указал, что проектную документацию по объекту будет разрабатывать подрядчик в необходимом ему объеме. При этом в ЕИС был размещен только акт, содержащий перечень дефектов по объекту, на котором предполагалось выполнение работ. Суд отметил, что отсутствие в документации информации о технических характеристиках, требованиях к безопасности, к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по выполнению госконтракта.
ФАС России выдала предписание о необходимости аннулировать закупку.
4. Решение Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-48371/2019 (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).
В споре речь шла о неправомерном описании заказчиком требований к характеристикам товаров (работ, услуг), которые по своей сути являются требованиями к физико-химическим показателям товаров либо результатам испытаний.
Заказчик в документации об аукционе установил требования к описанию в первой части заявки характеристик товаров, используемых при выполнении работ (требования к размеру минеральных зерен асфальтобетонной смеси и др.). Чтобы заполнить заявку на участие в закупке по данным характеристикам, участнику закупки необходимо приобрести данный товар и провести испытания. Подобные требования неправомерны: Закон № 44-ФЗ не обязывает участника для подачи заявки на участие в закупке иметь товар в наличии.
Источник: Конкуренция и право
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.