Обзор новостей на 08.12.2025
На федеральном портале нормативно-правовых актов размещены 2 проекта постановлений Правительства РФ:
1) Первый проект предусматривает отсрочку до 01.07.2026 вступления в силу действия правила «второй лишний» для препаратов, включенных в перечень стратегически значимых, сохраняя до конца июня 2026 года преимущество 15%.
Документ: ID проекта 162580
2) Вторым проектом Правительство планирует отложить:
– до 30.06.2026 подтверждение страны сертификатами СТ-1 для лекарств и медицинских изделий, указанных в подп. «в» п.10 Постановления № 1875;
– до 30.06.2026 подтверждение страны происхождения для пластиковых медицинских изделий тремя документами, указанными в подп. “г” п. 10 Постановления № 1875:
1. сертификат СТ-1;
2. акт экспертизы ТПП РФ или аналогичный документ уполномоченного органа государства – члена ЕАЭС о доле стоимости иностранных материалов в цене;
3. реквизиты документа о соответствии производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
– до 30.11.2026 возможность использования записей из реестра российской промышленной продукции без баллов для лекарств и ряда медизделий.
Документ: ID проекта 01/01/12-25/00162978
Источник: Алексей Федоров печатает…
Минсельхоз России в письме от 04.12.2025 № 19-Б-6181/ог-5982 официально сообщил: выращивание бананов в промышленных масштабах на территории РФ не ведётся.
В письме ведомство дало ряд разъяснений:
– Наличие культуры в Перечне сельхозпродукции (распоряжение Правительства № 1761-р) никак не означает, что эта культура реально выращивается в России.
– Назначение перечня — предоставить потенциальным инвесторам возможность получить статус сельхозтоваропроизводителя при реализации проектов по выращиванию культуры в защищённом грунте.
– Бананы в промышленном объёме в РФ сейчас не производятся. Причина — природно-климатические ограничения.
– Дополнять перечень сельхозпродукции (ПП РФ № 458) новыми культурами, включая бананы, Минсельхоз не планирует.
– Цитрусовые и субтропические культуры в России выращиваются, но Росстат фиксирует данные без разбивки по видам:
– цитрусовые — около 22 тонн в 2024 году,
– субтропические — около 5 тонн.
Практические выводы для закупок
Если участник указывает страну происхождения бананов — «Россия», такие сведения считаются недостоверными.
Если речь о цитрусовых или субтропических культурах, указание страны происхождения «Россия» не является основанием для отклонения — производство этих культур действительно ведётся, даже если объёмы небольшие.
Документ: письмо Минсельхоза России от 014.12.2025 № 19-Б-6181/ог-5982
Источник: ВКонтакте, Юлия Боровых
Минфин России выпустил разъяснения о том, как заказчикам соблюдать сроки направления поставщику требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках Закона № 44-ФЗ. Новое письмо фактически корректирует прежний подход ведомства.
Минфин подтвердил, что:
– сведения о начислении неустоек и о направленном требовании должны быть включены в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней после дня подписания соответствующего документа или получения информации, подлежащей включению в реестр (Постановление № 60);
– само требование об уплате неустойки заказчик вправе направить поставщику в пределах общего срока исковой давности — 3 лет, установленного Гражданским кодексом.
Таким образом, письмо Минфина допускает, что требование может быть предъявлено значительно позже исполнения контракта, если не истёк трёхлетний срок. Однако сведения о требовании после его формирования должны быть направлены в ЕИС в установленные 5 рабочих дней.
Эксперты отмечают, что письмо Минфина по сути изменяет прежнюю позицию, изложенную ранее в письме от 03.10.2025 г., которым был указан 5-дневный срок для направления требования о неустойке. Теперь ведомство допускает разделение момента направления требования поставщику и момента размещения информации о нём в ЕИС.
При этом специалисты предупреждают:
несмотря на формально допустимый трёхлетний срок, затягивать направление претензии поставщику рискованно. Контрольные органы считают целесообразным направлять требования в максимально короткие сроки после выявления факта нарушения.
Документ: письмо Минфина России от 28.11.2025 № 24-06-06/115905
Служба провела анализ случаев расторжения контрактов в одностороннем порядке с помощью ЕИС и выявила 377 случаев, по которым нет обращений о включении информации о поставщиках в РНП. В связи с этим ведомство поручило территориальным управлениям провести проверку указанных случаев.
По итогам антимонопольные органы вынесли:
– 123 постановления о назначении наказания в виде предупреждения;
– 14 постановлений о наложении административных штрафов;
– информация о 40 поставщиках, подрядчиках, исполнителях включена в РНП.
Источник: ФАС России | FAS Russia
Трекбэк с Вашего сайта.