Обзор новостей на 08.06.2020
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО “Консультант Плюс”.
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 05.06.2020.
С приходом коронавируса у заказчиков и участников возникает масса вопросов. Можно ли отменить закупку из-за форс-мажора? Когда допустимо заключить контракт с едпоставщиком для предупреждения ЧС? Включат ли участника в РНП, если исполнить контракт помешала пандемия? Разберемся на свежих примерах из практики.
Закупка у единственного поставщика в связи с коронавирусом
По мнению ФАС, МЧС и Минфина, заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если между объектом закупки и его использованием для недопущения распространения коронавируса есть причинно-следственная связь.
Так, Московское УФАС признало правомерной закупку у единственного поставщика портативных лабораторий для экспресс-диагностики коронавируса. А вот закупку строительно-монтажных и прочих работ для школы на этом основании Татарстанское УФАС признало нарушением Закона N 44-ФЗ: работы по контракту направлены исключительно на строительство нового объекта.
Отмена госзакупки
По Закону N 44-ФЗ в случае обстоятельств непреодолимой силы закупку можно отменить до заключения контракта, а не минимум за 5 дней до окончания подачи заявок, как установлено для конкурсов и аукционов. Однако на практике контрольные органы относятся к такой отмене закупок по-разному.
Так, Санкт-Петербургское УФАС в своем решении опиралось на позицию Минфина, МЧС и ФАС, которые объявили распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы. Заявитель не смог доказать иное, поэтому контрольный орган признал правомерной отмену закупки после подведения итогов аукциона. Отметим, что по условиям документации исполнитель должен был с 1 июня по 15 октября 2020 года выполнять работы по устройству ограждения территории и монтажу системы контроля и управления доступом.
Московское УФАС при рассмотрении подобных вопросов использовало подход Верховного суда: нельзя признавать распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы для всех, независимо от особенностей деятельности организации и региона, в котором она работает. Наличие обстоятельств непреодолимой силы нужно устанавливать для каждого конкретного дела. Так, по условиям закупки организация должна была с 1 мая до 31 августа 2020 года поставить грунт для работ по понижению газонов в районе Ивановское. Контрольный орган не увидел причинную связь между невозможностью исполнить контракт в срок и коронавирусом, а заказчик не представил документы, подтверждающие такую связь. Отмену закупки признали нарушением.
К такому же выводу Московское УФАС пришло в отношении:
– закупки услуг по техобслуживанию и ремонту мультимедийного комплекса конференц-зала с 30 апреля 2020 года по 30 апреля 2021 года;
– поставки расходных строительных материалов, которую нужно было осуществить в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта;
– поставки игровых комплексов для благоустройства дворовых территорий с 5 мая по 5 августа 2020 года.
Включение в РНП
ФАС ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать распространение коронавируса в качестве обстоятельства непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП.
Так, в феврале организация не смогла исполнить очередную заявку заказчика о поставке медизделий. Ярославское УФАС не включило сведения о поставщике в РНП по следующим причинам:
– до возникновения ситуации с коронавирусом он без нарушений выполнял условия контракта;
– даже в условиях сложившейся ситуации поставщик предпринимал действия для исполнения своих обязательств, в том числе оперативно связывался с другими поставщиками;
– поставщик частично исполнил заявки, на основе которых заказчик расторгнул контракт и направил сведения для включения в РНП.
Аналогичное решение Ярославское УФАС приняло в отношении организации, которая в апреле поставила только часть семян по госконтракту. Поставщик ранее добросовестно исполнял свои обязательства, однако из-за коронавируса возникли сложности с ввозом товара из-за рубежа.
Источник: Консультант
Правительство РФ одобрило поправки к закупочному законодательству о квотировании закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, говорится в сообщении на сайте правительства.
Одобренные правительством поправки к законам “О контрактной системе” (44-ФЗ) и “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ) предусматривают, что правительство получит право утверждать перечень товаров, на которые будет распространяться норма о квотировании. Также правительство будет устанавливать размер квоты.
Действие положений о квотировании закупок будет распространяться не только на российскую продукцию, но и на товары, произведенные в странах ЕАЭС.
В ближайшее время этим законопроекты должны быть внесены в Госдуму РФ.
“Практику предпочтения иностранным поставщикам в госзакупках и закупках госкомпаний нужно менять”, – отмечал председатель правительства Михаил Мишустин в ходе заседания правительства в четверг.
“Если на данный момент промышленность бегает за заказчиком, пытаясь выиграть хотя бы часть конкурсных процедур, то с введением отраслевых квот для российских производителей заказчики будут вынуждены ориентироваться на отечественное, – отмечалось в пояснении аппарата вице-премьера РФ Юрия Борисова к рассмотрению этих поправок – Разумеется, речь идет исключительно о конкурентоспособных товарах и услугах. Преференции российским производителям должны быть в тех отраслях, в которых Россия достигла определенного уровня компетенции по критерию цена-качество”.
Для каждой из отраслей правительство установит индивидуальные квоты, подчеркнули в аппарате вице-премьера.
Как сообщалось, эти законопроекты были подготовлены в январе-феврале текущего года Минпромторгом РФ. Тогда эти предложения не получили одобрения со стороны Минфина РФ.
Это не первое такое предложение (о квотировании закупок российской продукции) Минпромторга. Так, летом прошлого года Минпромторг подготовил проект правительственного постановления, которым для товаров российского производства предлагалось установить долю в закупках государственных заказчиков в размере не менее 30% от годового объема закупок в 2020 году и не менее 50% – в 2021 году.
Тогда предложение Минпромторга не поддержали Минфин и ФАС России.
Источник: ИНТЕРФАКС-PROЗАКУПКИ
В доработанную редакцию проекта КоАП РФ включили новый состав – невыполнение обязанности соблюдать конфиденциальность персданных. За это планируют штрафовать:
– должностных лиц на сумму от 40 тыс. до 100 тыс. руб.;
– ИП – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
– организации – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Такого состава нет ни в действующем КоАП РФ, ни в первой редакции проекта.
Сейчас к административной ответственности привлекают, если не обеспечить сохранность персданных при их неавтоматизированной обработке. Правило применяется, если они стали, например, доступны посторонним и нет признаков преступления. За это нарушение грозит штраф:
– для должностных лиц в размере от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
– ИП – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
– организаций – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Этот состав предложено сохранить без изменений.
Отметим, нарушение конфиденциальности персданных может повлечь и другие последствия, например гражданско-правовую ответственность.
О других новшествах доработанной редакции проекта КоАП РФ читайте в нашем обзоре.
Документы: Проект КоАП РФ
Источник: Консультант
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.